Когда хочется провести время с друзьями, разнообразить свои будние деньки или удивить иногороднего или иностранного гостя, задаёшься вопросом: куда же сходить в Воронеже? Торговые центры, переполненные глянцевыми магазинами, бесчисленные кафе и рестораны, тайм-кафе различного наполнения, дорогие и пошловатые клубы, пожалуй, всем наскучили. Вот бы было такое место, где можно просто развалиться на диванчике, болтая с друзьями и потягивая коктейль, услышать, например, живую музыку или поиграть в настолку, расслабиться и ни о чём не думать, да ещё и недорого… — мечтаешь ты, пока с твоего лица от однообразия городской обстановки убегает улыбка. Однако всё не так плохо: есть одно место, которое создано именно для незаурядного отдыха — это кофе-клуб «Склад Ума».
Основная концепция «Склад Ума» — атмосфера живого общения между людьми, которые приятны друг другу. Это именно клуб; и, конечно же, вкусный кофе. Интересен не только сам «Склад Ума»: направленность, интерьер, история, но и в первую очередь его создатель и директор — Вячеслав Козлов. Славе только через месяц исполнится двадцать четыре года, а у него уже есть своё дело, свой бизнес и целая куча идей и увлечений, поэтому стыдно не взять у него интервью. Когда мой герой без принуждённости, полулёжа, устроился за столиком кофе-клуба, началась наша беседа.
— Слава, с чего начинался твой проект: что послужило для него идеей и что именно ты хотел создать в этом месте?
— Формат кафе я выбрал потому, что очень много работал в этой сфере: я был и официантом, и барменом, и бариста как в ресторанах, так и в общепитах типа «McDonald’s», занимался организацией ресторанного бизнеса.
— То есть, ты сам умеешь делать кофе?
— Да, я занимаюсь кофе восемь лет. Меню для «Склад ума» я разработал самостоятельно, естественно, за исключением классики вроде капучино и так далее; также у меня есть свои способы заварки. Что касается проекта в целом, у него две ступени. Первый «Склад Ума» располагался на улице Кольцовской, 82. Это было настоящее гик-место, существовавшее в качестве синтеза массовой культуры. Туда приходило до тридцати человек в день, сейчас я понимаю, что это было похоже на какое-то сборище; кто-то, например, приходил просто, чтобы поиграть в приставку. В то время мне нравились комиксы, точнее, они и сейчас мне нравятся, просто я вырастаю, взрослею, так вот, старый «Склад» — отражение моего тогдашнего ума. Стилистика там была соответствующая. Сейчас проект вырос. Я понял, что делать супер-мега классный кофе в подобной стилистике нельзя. Подача кофе в стаканчике с «Бэтменом» похожа на… попкорн. Проект вырос, сместились приоритеты. Если старый «Склад» — это массовое тусовочное место, то новый — это уже заведение, причём более закрытого типа, ориентированное на ивенты. Новый «Склад Ума» — место, созданное исключительно мной на 90% и на 10% людьми, которым не все равно, теми, которые рядом и готовы вкладывать своё время в идею. «Склад Ума» — моё детище.
— Определяясь со стилистикой, создавая интерьер, ты ориентировался на Америку, Запад? Я слышала, что подобный формат сейчас там очень популярен.
— Нет, я не ориентировался на Запад. Всё вышло само собой.
— С какими трудностями ты столкнулся: может быть, первые денежные вложения или что-то ещё?
— Сложно оказалось подобрать грамотный персонал. К моменту создания проекта у меня было для этого три фактора: информация, знания и опыт. Ну и, конечно же, возможности. Первый капитал у меня был, так как я уже работал до этого. Главное — это не деньги, а желание, способность работать.
— Кто поддерживал тебя в твоём начинании?
— Хм… Ну, это большое количество людей, причём поддержка в основном была дистанционная. Отмечу Влада Тулинова, Павла Цешинского — правую руку, «десницу короля».
— А кто работает официантами в «Склад Ума»? Это твои друзья или, можно сказать, парни с улицы?
— Работают здесь только квалифицированные бариста, с улицы мы никого не берём. У нас есть своя школа бариста, отдельный проект, — «Ш.А.З.А.М». Мы обучаем всех желающих, вне зависимости от возраста и так далее.
— В каком месте вы закупаете кофе?
— Наш основной поставщик — «Torrefacto», профессиональный сервис по обжарке кофе. Основатель «Torrefacto» — один из восьми Q-грейдеров (прим. ред. – знаток кофе международного класса, получивший право давать оценку кофе для рынка) России. Сотрудничаем и с более мелкими поставщиками.
— Почему ты не выбрал формат тайм-кофейни, как, к примеру, ребята из «Жёлтого Носорога»? Как ты к ним относишься?
— Я считаю, что платить за время — это не демократично. Ты с порога ставишь человеку свои условия. «Склад Ума» — социальный проект, он ориентирован на человека, а не наоборот. Коммерция уходит на второй план. Что касается ребят из «Жёлтого Носорога», то с ними я даже не знаком и в самом кафе не был. Думаю, это хорошее место, но оно не является нам прямым конкурентом — у нас, в сухом остатке, разные продукт, миссия и цены.
— Ты сказал о том, что «Склад Ума» ориентирован на ивенты. Какого рода мероприятия у вас проходят?
— Выступают поэты: несколько раз у нас читала Серафима Ананасова, третьего марта — Понкин. Живая музыка бывает раз-два в неделю, иногда устраиваем киновечера с помощью проектора. Бывают и коммерческие мероприятия. Кстати, 21 марта у нас будет день поэзии.
— А сам выступаешь? У тебя есть музыкальное образование?
— Да, иногда, с сольными концертами: играю на фортепьяно или гармошках — я закончил музыкальную школу.
— Человек ты очень многогранный и энергичный. Насколько знаю, ты также участвуешь в проекте «Они живые». Расскажи о своих увлечениях и предпочтениях в искусстве, чем ты занимаешься в свободное время.
— Да, я участвую в проекте «Они живые» с 2012 года. Даже взял в составе команды арт-проекта титул «Лучшая статуя России». Интересна мне такая область, как организация мероприятий, одно время я работал арт-менеджером в баре «Плеханов». В свободное время я работаю, — смеётся Слава, — потому что очень много дел, задач. Ещё я занимаюсь спортом. В музыке у меня нет каких-то конкретных предпочтений; из кинематографа мне нравится Тарантино: концепция его фильмов, оригинальность, режиссёрское видение. Что касается литературы, то я четыре года учился на филфаке, там меня научили разбираться в книгах. Люблю Ремарка, Хемингуэя, Маяковского, Драйзера.
— Какие у тебя планы насчёт проекта? Что ещё хочется реализовать?
— «Склад Ума» будет развиваться как творческая площадка. Возможно, сделаем кухню. Помещение нужно больше, так как во время концертов собирается больше 70 человек, и тогда становится тесно. Вообще, в моих мечтах — большой двухэтажный «Склад Ума», с большой сценой, где я сижу и играю, как в сцене из «Ла-Ла Ленд».
— А что насчёт филиалов в других городах?
— Об этом думать пока рано. Чтобы открыть филиалы в других городах, меня надо клонировать. Я должен быть уверен в том человеке, который будет заведовать «Склад Ума» в другом городе, мне не нужен тот, у кого просто есть деньги: иначе потеряется вся атмосфера, смысл.
— Какая твоя мечта, помимо развития «Склад Ума»? Может, ты уже придумал, на что потратишь заработанный с него капитал?
— Хочу отправиться в кругосветное путешествие, чтобы увидеть весь мир. Но главное — это самореализоваться.
— Какое пожелание ты можешь дать каждому молодому человеку?
— Я посоветую придерживаться мнения Стива Джобса: нужно найти то, что ты любишь больше всего, и делать это лучшего всего. Тогда в мире будет гармония.
Общение со Славой вдохновляет на достижение собственных целей, он — это целый мир, который, как и «Склад Ума», состоит из множества деталей, каждая из которых важна и особенна. На мой взгляд, Слава Козлов — отличный пример для подражания. Убедиться в этом можно, если прийти в «Склад Ума», выпить чашечку прекрасного кофе и завести беседу с его открытым и отзывчивым директором Вячеславом Козловым.
Автор: Соня Бобр (Софья Квасова)
Фото: личный архив Вячеслава Козлова
и кофе-клуба «Склад Ума»