• Сегодня: Пятница, Июль 21, 2017

Ночва, кухля и ступа для бабы Яги

o3Q9QV1PBcw

Экскурсия по музею «Русская изба»

Холодильники, телевизоры, компьютеры, пылесосы – все это можно сейчас встретить в любой квартире. Но когда-нибудь они уйдут в прошлое, как ушли магнитофоны, радиоприемники и многое другое. А ведь было время, когда люди вообще не использовали технику и всю работу делали вручную. Чтобы сшить одежду, приготовить обед, сделать что-то по хозяйству, были нужны определенные орудия труда. В Семилуках есть удивительный музей «Русская изба». В нем собрано множество предметов быта, которыми пользовались наши прадеды. Основатель музея Евгения Афанасенко рассказала о его истории и удивительных экспонатах.

fUWSrnVfpqA

 

 

 

Как создавался музей?

Евгения провела свое детство в Киргизии. В 2008 году она устроилась на работу в семилукскую школу№2, где уже на протяжении 20 лет существовал этнографический музей. Его экспонаты произвели на молодую учительницу огромное впечатление, так как ничего подобного в Киргизии она не видела. С тех пор Евгения стала активно изучать русскую культуру, обычаи и традиции и через некоторое время начала руководить музеем. Она провела реконструкцию и стала собирать новые экспонаты. В этом ей помогал отец Николай Прокопьевич. Он живет в Брянской области, поэтому многие предметы быта в музей привезены оттуда.

Вскоре старинных вещей в коллекции музея собралось много, поэтому Евгения попросила выделить более просторное помещение. Так появилась «Русская изба», располагающаяся в семилукском Дворце культуры. Евгения с мужем сделали здесь ремонт, и внутри помещение стало похоже на настоящую русскую избу! Музей открылся в 2014, три года назад.

Возле русской печи

Печь издавна считалась самой важной частью избы. Здесь спали в основном старики и дети. Печь кормила, обогревала и даже лечила от простуды. В «Русской избе» представлен макет такой печи. Он очень устойчивый, поэтому на нем даже можно спать.

Около печи находится первая экспозиция. Здесь собраны предметы, с помощью которых готовили пищу.  Кроме того, их использовали в обрядовых целях. Например, по праздникам женщины прикрепляли к голове ухват, тем самым отдавая дань богине Макошь, покровительнице плодородия. А в быту ухват использовался для того, чтобы вынимать из печи котелки. А с помощью выхватеня (палки со специальным крюком на конце) из печи доставали сковородки.

Еще одним интересным экспонатом является ночва. Похож этот предмет на маленькое корыто. Помимо того, что в нем просеивали зерно и замешивали тесто, сюда клали новорожденного, чтобы в жизни его ждал достаток.

В музее есть и «воздушный транспорт» первой женщины-летчицы на Руси – ступа. Она очень похожа на ту, что можно увидеть на иллюстрациях к детским сказкам о Бабе Яге, хотя не все ступы бывают таких внушительных размеров. Экспонат попал в музей очень интересным образом. Отец Евгении — Николай Прокопьевич увидел, как жители одной деревни сжигают хлам. Среди этого «хлама» оказалась ступа. Николай Прокопьевич решил забрать ее с собой и передать в музей.

Посуда

На полке рядом с кувшинами, крынками стоит сосуд необычной формы. Горлышко его расположено не сверху, а на боку. Называется эта посуда «кухля». В ней было очень удобно переносить жидкость, перевязывая с двух сторон ремешками.

ZhvJEkeFdRY

 

 

 

 

 

 

Есть в музее и деревянные ложки. Даже сейчас их используют на концертах во Дворце культуры в качестве музыкальных инструментов. Раньше не было моющих средств, поэтому в целях гигиены ложка была у каждого своя. Ее носили за поясом и ели ею даже в гостях.

Некоторые экспонаты музея сделаны по старой традиции современными мастерами. Например, берестяной туесок Евгения привезла из Великого Новгорода. В таком можно было переносить жидкость, так как крышка закрывается очень плотно. Кроме того, туесок мог служить термосом благодаря двойному слою бересты.

Красный угол и обеденный стол

Красный угол всегда был самым важным местом в русской избе. Здесь висели иконы, а под ними находился стол. Когда в дом приходил гость, прежде чем поздороваться с хозяевами, он крестился, глядя на иконы. Почетных гостей сажали за стол прямо под ними, а все остальное время на этом месте сидел глава семейства. Женщина, которая готовила еду, сидела за другим концом стола, чтобы удобнее было накрывать.

На стене возле красного угла в музее можно увидеть рушники. Их вывешивали тогда, когда приходили сватать невесту. Если рушников было много, и вышиты они аккуратно, то сваты понимали, что девушка хозяйственная и готова выходить замуж.

На столе стоят два самовара: один более современный – электрический, другой старинный – латунный, сделанный на самоварне И.А. Баташева. Его Евгения постоянно очищает, так как металл окисляется.

Воронежский народный костюм

Полотно для изготовления одежды, полотенец и других предметов быта ткали изо льна, конопли и шерсти. В музее представлены ткацкий станок, прялки, веретена, нити. Процесс изготовления последних был очень трудоемким: сначала готовили материал, потом делали кудель, а уже после этого пряли.

Костюмы в Воронежской губернии были разными, так как сюда съезжались люди со всей Руси. Девушки до замужества носили сарафаны, а волосы заплетали в косы. После вступления в брак женщина надевала рубаху и поневу с фартуком и поясом, а голову покрывала платком. Ходить без него считалось непристойным, отсюда и возникло слово «опростоволоситься». Понева же шилась из шерстяной ткани, которую изготавливали в домашних условиях на ткацком станке.

На манекене в «Русской избе» представлен костюм пожилой женщины. Кстати пожилой она становилась тогда, когда вступал в брак ее первый ребенок. На свадьбу она в последний раз могла надеть красную рубашку (этот цвет, наряду с черным и белым, является традиционным для воронежского костюма). Платки же могли быть и яркими. Голову манекена покрывает красный платок с Барановской мануфактуры. Трудно поверить, но этому яркому изделию уже около ста лет. За это время оно совершенно не потеряло краски.

Обувь на манекене тоже необычная – называется она «коты». Женщина, обутая в них, очень мягко ступала по земле, как кошка. Они всегда расшивались бисером или нитками.

Пояса в древности тоже были разными. На многих из них можно встретить языческие символы, несмотря на то что люди были верующими и ходили в церковь. На поясе, представленном в музее, можно увидеть символы плодородия и засеянного поля.

В качестве украшений женщины использовали монисты из бисера и стекляруса.

В музее есть уникальная рубаха, которая является сейчас огромной редкостью. Она шилась определенным образом. Женщина надевала ее всего два раза, когда выходила замуж и когда ее хоронили.

Стирали одежду на реке с помощью специальных вальков, которые тоже представлены в музее. Когда она высыхала, ее наматывали на скалку и проводили по ней рубелем. Впоследствии в быту стали использоваться чугунные и угольные утюги.

Одежду на Руси не выкидывали. Если она изнашивалась, то из нее делали половики, когда он истлевал – его отправляли в печь. Отсюда и взялось выражение «Сор из избы не выносят».

Между небом и землей

Один из интересных экспонатов музея – это люлька, подвешенная к потолку. Евгения рассказала, почему ребенка клали именно сюда: «Во-первых, это могло помочь сэкономить место в тесной избе. Во-вторых, люлька имела обрядовое значение. Когда ребенок находится в утробе матери, он пребывает в подвешенном состоянии. После рождения его кладут в люльку, там он тоже находится «между небом и землей». Так ему легче адаптироваться к земной жизни, и родители могут быть уверенны, что злые духи до него не доберутся».

В люльку к новорожденному всегда клали куклу, считалось, что она будет оберегать его от темных сил. Куклы сопровождали человека на протяжении всей жизни. Когда девушка выходила замуж и уезжала в другую деревню, мать шила для нее куклу. Ей молодая жена рассказывала обо всех своих печалях. Все куклы шились из старой одежды особым образом: нельзя было ничего резать, даже нитки рвали зубами.

Работа для мужчин

Если женщина занималась изготовлением одежды, то в задачи мужчины входило изготовление обуви. В музее есть старинные лапти из лыка. Мальчиков с семи лет обучали их делать.

Здесь есть и много различных плотницких инструментов, старинные кованые гвозди, скобель для снятия коры с деревьев, старинные пилы, а также орудия труда, которые помогали в поле (серпы, грабли, косы).

Сувениры

Евгения не ставит перед собой задачу собрать исключительно изделия воронежских мастеров. В музее можно увидеть множество сувениров, которые создавались умельцами разных регионов России. Однако центральное место все равно принадлежит воронежской матрешке. Она имеет определенную форму и одета в национальный костюм воронежской губернии. Так как костюмов было много и все они разнообразные, то фантазии для украшения матрешек нет предела. Евгения сама занимается их росписью и возит на различные ярмарки и фестивали.

В «Русской избе» можно в буквальном смысле прикоснуться к прошлому, своими глазами увидеть, как жили наши прадеды. Эти люди вряд ли тогда задумались, что лапти станут огромной ценностью для этнографов, историков, краеведов. Кто знает, может когда-нибудь и наши предметы обихода: компьютеры, холодильники, телевизоры превратятся в музейные экспонаты?

Анастасия Картавцева,
Школа межэтнической журналистики, журфак ВГУ, 3 курс.

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>