• Сегодня: Пятница, Июль 21, 2017

Здесь обитают духи

  • 8881
  • 8881
  • 8881
  • 8881
  • 8881
  • 8881
  • 8881
  • 8881
  • 8881
  • 8881
  • 8881
  • 8881
  • 8881
  • 8881
  • 8881
  • 8881
  • 8881
  • 8881
  • 8881
  • 8881

Участники Этнографической экспедиции прикоснулись к шаманизму

Высокие горы окружают это место плотным кольцом. Из скалы бьет родник с серебристой водой. Воздух здесь необыкновенно чистый. Дышится очень легко, а ароматы горных трав помогают расслабиться и полностью насладиться окружающей красотой. Здесь и стоит шаманский храм. Место священных обрядов немногочисленного народа, проживающего в Кемеровской области, – шорцев.

Эти 14 тысяч человек очень трепетно относятся к своим традициям и делают все, чтобы сохранить шорскую культуру. Поэтому, несмотря на то, что многие шорцы крещены по православным традициям, их основной религией считается шаманизм.

Прежде, чем войти на территорию храма, туристы прошли обряд «очищения огнем». Каждый человек должен был три раза повернуться вокруг своей оси по ходу солнца, а шаман в это время размахивал над ним горящим факелом. После этого обряда, все негативное, что было в душе человека оставалось в мирской жизни, и он мог переступить порог с чистым сердцем.

Нам, участникам Этнографической экспедиции по территории Сибири довелось прикоснуться к древнейшей традиции и познакомиться с настоящими шаманами.

На территории храма Экспедицию встретили женщины в шорских национальных костюмах. Они предложили нам попробовать талкан – молотые злаки, смешанные с прохладной ключевой водой. Что еще можно пожелать в жаркий июньский день на юге Сибири?! А о пользе этого угощения и говорить не надо. Но несколькими ложками талкана не утолишь жажду. Поэтому шорцы предложили напиться из источника, который бьет прямо из подножия горы. И вот, как в старые времена, ребята пьют из ладони необыкновенно приятную на вкус воду.

Экспедиция направляется в шаманский храм. Он деревянный, увенчанный несколькими башенками с большими окнами. Когда туристы вошли внутрь, то увидели священное место, с четырьмя вырезанными из дерева фигурами духов, каждая из которых обращена к одной из сторон света. По стенам развешаны шаманские атрибуты.

Трудно поверить, но у настоящего шорского шамана самое простое русское имя Александр. Он начинает с увлечением нам рассказывать:

— В основе шаманизм лежит камлание, общение шамана с духами. Религия эта была у многих народов мира, но сохранилась не везде. Шаманом нельзя стать. Человек рождается с этим даром, и в определенном возрасте наступает прозрение. Даже в Шории сейчас очень мало настоящих шаманов. Но это было предсказано изначально. Через некоторое время шаманизм опять возродится.

Шаманы верят в духов четырех стихий. Первым был создан дух огня, затем – дух ветра, после – дух воды и самым последним – дух земли. Также были созданы два мира: первый – верхний и второй – нижний. Духи огня, ветра и воды обитают в небе, а дух земли существует отдельно.

В этот момент парень из группы по имени Иван поскользнулся и провалился в какое-то отверстие в полу, спрятанное под линолеумом. Ребята помогли ему подняться и увидели глубокую, в несколько метров, яму. Ивану не дал упасть туда деревянный брус.

Шаман шутит:

— Не надо туда проваливаться – там нижний мир, там только мертвые обитают. Ладно, давайте я вам о костюме расскажу, — с этими словами он указал на стену, на которой висело пестрое одеяние.

— Каждый шаман шил костюм для себя, включая в него какие-либо индивидуальные атрибуты, например, веточки, лоскуты ткани, ракушки, кости животных и так далее.

Когда Александр снял костюм со стены, чтобы показать нам его со всех сторон, он зазвенел, как несколько маленьких колокольчиков.

Шаман показал нам и настоящие шаманские бубны:

— Они изготавливаются в определенную лунную фазу (в зависимости от тех задач, которые должен выполнять бубен) из кожи и дерева, костей животных. Перед созданием бубна шаман не должен есть никакую животную пищу в течение трех дней. Во время его изготовления он советуется с духами. Поэтому бубен для него – это нечто одушевленное.

Однако шаманы используют в обрядах не только бубны, но и другие музыкальные инструменты. В этом мы вскоре убедились.

Туристы вышли из храма и  увидели, что во дворе уже полыхает костер. Шаман предложил нам поучаствовать в обряде «кормления». Заключается он в том, что человек бросает в огонь различные продукты: крупу, сладости, мясо. Делать это нужно три раза, загадывая при этом желания: одно общее для всех людей, другой для своего рода, а третье для себя. Участники экспедиции сделали все в точности так, как им сказали шорцы.

После того, как шаман «покормил огонь», он взял свой хайкунус (музыкальный инструмент с двумя струнам) и начал на нем играть, приговаривая на своем национальном наречии. Таким образом, он общался с духами. А туристы стояли вокруг огня и повторяли за шорцами слово «Шок!», что в переводе с их языка означает «Ура!».

После этого всем  нужно  было опуститься на одно колено и поднять руки к небу. Причем, девушки должны стать на левое колено, а парни на правое. Потом нужно закрыть глаза и попросить духов о самом заветном. Когда шаман завершил свое общение с ними, по шорской традиции всем нужно обнять друг друга.

Шорцы рассказали, что Александр – необычный шаман. Свои обряды он проводит чаще с хайкунусом, чем с бубном. Все зависит от настроения. Свой хайкунус он изготовил сам, и так мастерски, что тот практически ничего не весит.

И вот туристы направляются еще к одному священному месту. Вокруг груды камней натянута веревка с разноцветными ленточками. Здесь тоже можно загадать желание и повязать лоскутик ткани.

После повязыванья ленточек, ребят пригласили выпить горячего горного чая с вкуснейшими пирожками.

Над Южной Сибирью светит яркое солнце, а участники Этнографической Экспедиции покидают шаманский храм. Наверно, теперь духи помогут им, и все желания сбудутся! А народу с такими крепкими национальными обычаями хочется пожелать успехов и процветания!

Анастасия Картавцева, Школа межэтнической журналистики, журфак ВГУ

 

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>