• Сегодня: Воскресенье, Июль 22, 2018

Школьный рюкзак — яблоко раздора

2017-11-03

Звонок. Мои одноклассники быстро закидывают вещи в портфель и покидают класс, пока учительница пытается дать домашнее задание.
– Страница 43, параграф 10. Всех буду спрашивать на следующем уроке! – кричала она, но ее никто не слышал, так как все уже находились в коридоре.
Два главных разбойника нашего класса, Антон и Вовка, взяли портфель Нины и понесли его в мужской туалет. Мы с одноклассницами не стали останавливать их, потому что не хотели проблем.
Пока мы гонялись друг за другом, толкались и смеялись, мы не заметили, как вернулась Нина. Не увидев своего рюкзака, она сразу подошла к нам и стала выяснять отношения.
– Где мой рюкзак?! Я знаю, что это вы его забрали! Отдавайте! – потребовала она.
– Мы его не брали! Это были Вова и Антон! Иди к ним, и сама разбирайся с этим, – сказала Маша.
Нина не хотела слушать наши аргументы, продолжая требовать свой рюкзак. Из-за всех наших прошлых обид и конфликтов она была уверена, что это наших рук дело. Доказать ей обратное было невозможно.
– Я вас спрашиваю в последний раз! Где. Мой. Портфель. – Яростно кричала она на нас.
– Мы сказали все, что знали об этом. Отстань от нас в конце концов! – кричала ей в ответ Маша.
– Девочки, может, успокоимся. Не нужно так орать, – подключилась я.
Нина не хотела сдаваться и перешла к действиям. Она схватила Машу за горло. Мы были в ужасе от сложившейся ситуации. Нина продолжала душить девочку и при этом говорила ей в лицо разные гадости. После секундного шока, я все же пришла в себя и решила помочь подруге: оттолкнула Машу в сторону и попыталась успокоить разгневанную Нину. За это она ударила меня по щеке. На секунду я уже подумала о том, чтобы ответить ей, но вовремя остановилась. К нам подбежали учителя и стали выяснять, что случилось.
Идя домой после уроков, я раздумывала об этой ситуации. С одной стороны, Нина очень бурно отреагировала, а с другой, этого могло и не случиться, если бы мы остановили мальчиков, утащивших рюкзак. В начальной школе Нина любила задирать меня, постоянно оскорбляла без какой-либо причины, поэтому помогать ей мне не хотелось. Сейчас я понимаю, что можно было поступить по-другому, забыть эти обиды и помочь ей, но на тот момент мне казалось, что я все делаю правильно.

Ольга Владимировна Вязникова, педагог-психолог Дворца творчества детей и молодёжи, предлагает следующий алгоритм выхода из конфликтной ситуации.

1. В случае, когда другой человек начинает кричать на тебя, оскорблять и физически напирать, следует сделать вдох и выдох, разжать кулаки, стряхнуть руки, посмотреть спокойно в глаза, взять паузу (сосчитай про себя до 3 ) и чуть-чуть отойти от него. Таким образом, мы восстанавливаем внутреннее равновесие и сохраняем устойчивость, чтобы не ответить тем же.

2. Выслушав поток неприятных слов и уловив небольшую паузу, задать вопрос: «Скажи, где факты? На чем основана твоя уверенность?» У людей, привыкших окружающих закидывать своими негативными эмоциями, вопросы про факты и то, откуда они возникли, вызывают ступор и снижение эмоционального накала. В этот момент человек как бы замирает, и до него можно достучаться.

3. Темп речи чуть медленнее, чем у обидчика то есть, если он кричит – ты не должн(а) шептать, но и кричать в ответ нельзя! Говори медленнее и спокойнее. Человек так устроен, что ему свойственно подражать другому.

Нельзя! Обвинять в ответ или вызывающе что-то говорить, например: «Отстань от нас», – это будет звучать вызывающе. Можно сказать: «Мне обидно и досадно слышать такие слова».

4. Если обидчик чуть-чуть успокоился можно предложить вместе решить его проблему. В данной ситуации: «Давай вместе подумаем, как можно найти твой рюкзак».

Каким образом предотвращать подобные конфликты?

1. Не копить в себе обиды и негатив.

2. Вести с другими диалог, который основывается на уважительном отношении, на равноправном обмене мыслями и мнениями.

3. Задуматься, а нет ли в нас самих такого поведения? Не провоцируем ли мы других? Не бывает ли с нами так, что и мы «закидываем» других словесным негативом?

4. Не допускать в своем общении таких эпизодов. Менять себя и свой стиль общения.

Анастасия Панова, фото автора

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>