• Сегодня: Среда, Июль 18, 2018

Говорите правду!

mgSfWczOsb8

«Лучшая коммуникация – честная коммуникация!» – главная мысль лекции кандидата философских наук и научного сотрудника МГУ им. Ломоносова Александра Сегала. Попали мы на неё благодаря молодежному форуму «Траектория Развития», который проходил в Воронеже 30 ноября.

Подумайте, как часто вы сталкиваетесь с манипуляциями? Как часто слышите призывы сходить на концерт по радио, купить что угодно по телевизору, сделать одно, другое, третье… Конечно же, каждый день. И ведь на что чаще всего направлены такие призывы? Ответ прост – на наши эмоции.

Доказать? Что ж, легко. Обратимся к истории и вспомним лозунг предвыборной компании Бориса Ельцина. А звучал он так – «Голосуй сердцем!». Это был не призыв проанализировать ситуацию, взвесив все за и против. Это была самая настоящая попытка набрать большинство голосов избирателей.

Так вот, отличное правило – если вас о чем-то просят, обращаясь к вашим эмоциям, а не к разуму, то скорее всего это и есть манипуляция. И услышав простое «Ты что, меня не любишь?» от своего парня или девушки, знайте – вами манипулируют. Конечно, не на глобальном уровне, только для получения приятных слов. Но факт манипуляции никто не отменял.

И такой пример – вас кто-то о чем-то просит. Вы задумываетесь – а не манипулируют ли мной? Тут тоже есть свои интересные факты, и имя им – аргументы. Иначе говоря, тезисы, которыми вас пытаются побудить к действию, могут быть разными:

Аргумент к невежеству
Пример: «Все знают, что…», «Как вы знаете, это…»
Вы действительно могли и не знать\ и не слышать, но это вовсе не значит, что на действие необходимо согласиться. И такой аргумент не будут использовать в сфере, где вы профессионал. К примеру, никто не будет говорить повару, какие продукты ему использовать, если он прекрасно знает об этом сам. А вот любому, кто не разбирается, посоветовать это очень даже легко.

Аргумент к тщеславию
Пример: «Здесь собрались самые красивые\умные\лучшие люди города».
Услышав комплимент, как часто мы проникаемся симпатией к человеку, его сказавшему! А где симпатия, там и доверие.

Подмена разума эмоциями
Суть в том, что у вас могут вызвать любые эмоции. Рассказать грустную историю и заставить поверить в нее – сострадание. Напугать, что если вы чего-то не сделаете, то случится ужасное. Помните, как Лорд Волан-де-Морт манипулировал страхом Гарри Поттера потерять крестного? Парня заставили почувствовать определенные эмоции, которые побудили его к действию.

Аргумент к авторитету
Если человек, который вам нравится, делает что-либо, то вам могут поставить его в пример. Натали Портман – лицо «Диор», красиво рекламирует духи. А если такая женщина, да и еще и кумир многих, с этими духами… По-моему, все очевидно.

Правило исключенного третьего
«Дорогая, мне надеть черный костюм? Нет? Мне что, надевать БЕЛЫЙ?». Все очень просто – перед вами сужается список выбора действий\ответов. И вы, видя отрицательные эмоции на один из выборов, отвечаете именно то, что хотел от вас услышать человек. Этот аргумент называют «дамским», причем используется он в большинстве случаев мужчинами.

Безальтернативность
Этот аргумент легко распознать, если помнить самое важное – альтернатива есть всегда. У вас всегда есть другой выбор. Безвыходных ситуаций просто нет. Вопрос лишь в том, насколько выгоден выбор вами определенного пути.

И это далеко не весь список. Но помните, даже если аргументация кажется вам достаточно серьезной, вы уже убеждены, обратите внимание на то, каким образом и с какой интонацией эти факты вам преподносят. Однако мы все понимаем, что главное – это даже не аргументы. Самое важное – это цель. А точнее, отношение к ней.
Цель – ваша или нет? Вы бы смогли поставить и сформулировать ее сами? Примите ли результаты? Кому она выгодна в большей степени? А главное, кто вас убеждает? И зачем? Если на все эти вопросы вы отвечаете уверенно и без труда, то все прекрасно. А если нет, то это повод задуматься.

Да и цель ли это? Может быть, важнее промежуточный результат – вспомните сказку, где Алиса и Базилио уговорили Буратино закопать денежки, чтобы выросло денежное дерево? Для них главным было не чудо, а монеты.

И еще вот что важно – насколько быстро от нас требуют принять решение? Все ведь слышали знаменитые фразы «Только сейчас!», «Успейте купить!», «Торопитесь!». И это работает не только в сфере торговли. Если от вас требуют быстрого принятия решения, то это может быть простой манипуляцией. Ведь в нашем веке все идет к тому, что от нас требуют меньше думать и рассуждать, но быстрее реагировать.

Вот сколько всего (и это, поверьте, далеко не все) услышали мы от Александра Сегала. И поняли, что медиа, как и влияние их на нас и нашу жизнь – безумно сложная, местами несправедливая и очень важная система.

Весь час, проведенный на лекции Сегала, меня интересовал вопрос о его личном отношении к манипуляциям в СМИ. И услышала, что Александр Петрович относится к ним отрицательно:

– В наше время журналистика фактов умирает, реальность и личное мнение не разделяется.
Из зала спросили – а кому же тогда верить?

– Никому – сказал наш лектор, – главное – не поддаться самим, быть честными и говорить правду.

Я думаю, с такой позицией можно согласиться. А после такого материала нельзя выбросить из головы мысли о том, что на самом деле нас окружает, какую информацию мы воспринимаем. Просто оглянитесь вокруг, обратите внимание на детали и попытайтесь разобраться. Да, мир покажется еще более сложным. Но от этого он не перестанет быть менее интересным.

Полина Фокина, фото

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>