• Сегодня: Воскресенье, Сентябрь 23, 2018

Самая большая хитрость — говорить правду

школа театр

– Добрый вечер! Добрый вечер! – дважды, но с разной интонацией обращается к зрителям мужчина по имени Никита Лабузо, а затем поправляет себя: «Точнее, добрый день!»

– То, что мы сейчас покажем – кухня нашей техники речи, – объявляет Надежда Константиновна Леонова, солидно одетая. Она ведёт себя более официально.

Оба эти человека – преподаватели проекта «Школа Театр», в рамках которого 24 декабря прошел открытый урок по сценической речи, где каждому из участников представилась возможность показать свои способности.

Двадцать два стоящие в ряд человека разного возраста и пола, одетые во всё черное, хором выкрикивают «ха» с каждым разом «смеясь» всё с большей частотой – это упражнение для расширения диафрагмы. Тянут букву «а» с усилением громкости и высоты голоса. Затем хором произносят «гекзаметр» – стихотворную памятку актера по технике речи, – в нужных моментах одновременно делая движения руками и плечами, иллюстрирующие строчки стиха. Каждое слово слышно настолько отчетливо, что кажется, будто звучит только один, единый голос, а не двадцать два. После этого таким же слаженным хором читают стихотворение С. Я. Маршака – «Багаж». Здесь уже появляется актерская игра дамы, сдающей в багаж «диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и маленькую собачонку», появляется правдоподобный визгливый лай «собачонки» и простые, но понятные синхронные движения.

Говорят, чтобы научиться делать что-то правильно, сначала нужно изучить все ошибки и отклонения от нормы. Так что после показа своей максимально идеальной речи воспитанники проекта «Школа Театр» в комической форме презентуют самые разнообразные виды акцентов. Грузинский и американский, японский и украинский, акцент строителя и акцент «модной чики».

– Я уже почти актриса, – «гламурно» произносит девушка в нос, растягивая гласные.

– Та шо ты мелешь! – слышится в ответ.

Но впереди самая главная, самая серьезная и сложная часть выступления – так называемые «откровения».

– Наша профессия требует максимальной правдоподобности, – объясняет Надежда Константиновна, – радикальный метод «расшевеления» актерских способностей учеников. Быть искренним, открытым в жизни удается далеко не всем. А тут еще – специально, нарочно, публично. Я хожу по грани, но это дает им очень многое. Каждый из них записал свое откровение: кто-то о своем прошлом, которое толкнуло его прийти сюда, у кого-то получились размышления, у кого-то – вопросы к тому, что происходит в этой жизни. Но тем не менее, они сейчас попробуют быть настолько предельно искренними, открытыми и незащищенными перед вами… что даст им право понять, что такое – эта профессия, – рассказывает она и немного неуверенно, будто опасаясь чего-то, объявляет:

– Зовите Артура, попробуем. Попробуем, что получится…

И Артур Горлов пробует. А вслед за ним пробуют и все остальные. Все эти попытки можно описать одной его фразой, с которой он начинает свою речь: «Искусство – это хитрость. Но самая большая хитрость – говорить правду».

Откровения – это как разговор по душам с лучшим другом: он увлеченно рассказывает тебе о своих проблемах, изливает душу. Здесь он тебя не знает, и ты его тоже. И, вполне возможно, вы никогда больше не увидитесь. В этом состояла главная сложность для актеров – суметь открыться перед незнакомыми людьми.

Здесь были дрожащие голоса и коленки. Здесь были стоящие в глазах слезы и искренние улыбки. Были сцепленные в замок руки и не двигающиеся с места ноги, были и открытые широкие жесты. Были заученные наизусть написанные красивым литературным языком тексты, были неподготовленные и льющиеся от сердца слова. Здесь каждое движение выражало чувства говорящего, здесь можно было ощутить каждую эмоцию, поэтому некоторые люди в зале плакали.

После того, как каждый оказался выслушанным, все участники собираются вместе на одной сцене. Кто-то из актеров еле сдерживает в глазах слезы. Надежда Константиновна подводит итоги, просит зал высказать свои впечатления. Вдруг девушка в ярко-бирюзовой толстовке поднимает руку и выкрикивает:

– А можно автограф?

Зал оживляется. Она выходит на сцену, берет автограф у понравившейся участницы. Значит, чей-то труд оказался не напрасен. Значит, есть повод двигаться вперед и вперед…

– Слушайте Надежду Константиновну, я вас умоляю! – наставляет актеров Елена Ивановна Гладышева, другой преподаватель – по актерскому мастерству, в этот раз выступающая в роли слушателя, – Открывайте рты, не халявьте! Эта профессия халтуры не терпит! Мы вами почти уже гордимся!

Актеры своим дружным, слаженным хором, обращаясь ко всему залу, отвечают:

– Мы вас любим!

Маргарита Терегулова, фото из интернет-архива «Школа Театр»

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>