Каждый год во всех уголках нашей страны мы отмечаем Масленицу. Сколько раз в своей жизни видел русский человек, как горит снежная баба? Однако мало кто знает, как делают старинных кукол, пусть даже самых маленьких размеров. В елецком «Музее народных ремесел и промыслов» в этом году решили показать всем желающим, как в старину изготавливались тряпичные куклы.
Перед началом мастер-класса в музее прошла концертная программа ансамбля «Потешки». Юные артисты исполнили русские народные песни и даже поводили хороводы по залу музея. Удивительно, сколько старинных песен посвящено Масленице. Особое впечатление произвели гармонисты, которые на фоне экспонатов музея (елецких гармоний, созданных мастерами прошлых веков) сыграли веселые мелодии.
И вот, наконец начался мастер-класс. Самой маленькой из гостей была пятилетняя девочка Регина, она с интересом разглядывала разноцветные лоскуты и хотела скорее приняться за работу. Сотрудница музея, Лариса Дорохина, раздала материал, и все начали изготавливать кукол.
Сама куколка делается очень просто: сначала нужно скрутить нитками две полоски плотной ткани, а затем перевязать их крест на крест. После из ваты делается головка и аккуратно покрывается белой тканью (часть этой ткани идет на рубаху). И, конечно, куколку нужно нарядить в яркую юбку. Оказывается, для создания этого элемента одежды не всегда требовались нитка и иголка – в старину юбки просто подворачивали на поясе и подвязывали. В точно такую же юбку нарядили своих кукол участники мастер-класса. Осталось только платочком покрыть. А еще к рукам куклы привязывались длинные разноцветные ленты.
— А почему у куклы нет глаз? — с удивлением спрашивает Регина.
— Потому что это куколка-оберег, такие в старину даже перед иконами клали, — отвечает Лариса Дорохина. – А глаза этим куклам рисовать было нельзя, потому что в них мог вселиться дух. Были еще и игровые куклы — им можно было и глаза нарисовать, и ротик, и щечки. Но использовались они только для игр. Еще большое значение имели лоскуты, из которых делалась кукла: например, если лоскут был оторван от одежды, которую раньше носила мать, то он наделялся особой силой.
Наконец куколки готовы. Только Регина почему-то по-прежнему тянется к своей новой барби-русалочке с глубокими синими глазами.
Анастасия Картавцева, ВГУ, факультет журналистики