• Сегодня: Воскресенье, Май 27, 2018

Классика — всегда реальность

Лир. фестиваль Центр

2 мая в рамках Фестиваля негосударственных театров «Центр» малым театром кукол из г. Санкт-Петербурга был представлен к показу шекспировский «Лир».

Король, привыкший к неограниченной власти, уважению и почитанию на старости лет решает раздать своё царство дочерям, взамен желая услышать слова лести. Поделив всё между двумя старшими дочками, отец и правитель остаётся ни с чем. Все обещания любви и почитания – фальшь. Король понимает, что «…Гремит лишь то, что пусто изнутри…» Это вечное произведение открывает нам глаза на простые истины, заставляя нас переосмыслить понятия «власть», «преданность», «благодарность».

Гаснет свет, и в клубах сценического дыма начинают проступать очертания шутовского колпака. Дым расстилается по зрительному залу, оседает, и вот появляется сам герой: смешливый, танцующий, безумный, такой, каким и должен быть настоящий шут. Он играет куклами как своими игрушками, нарочито наигранно, немного по-детски. С каждой сценой игра становится всё серьёзнее, а куклы всё самостоятельнее. Как будто Регана и Гонерилья действительно набирают силу и могущество, смелеют и ослушиваются кукловода. Особенно трепетное отношение у актёра было к Корделии. Кукла была очень воздушна в его профессиональных руках и казалась ангелом. У меня всегда было очень неоднозначное отношение к моноспектаклям. Я либо засыпала, либо восхищалась. Удержать внимание зрителя в таком спектакле на своём персонаже, не давая отвлечься от основной идеи всей постановки – это поистине героизм. Здесь мне даже не хочется ничего говорить. Актёр, игравший шута, становился в одно мгновение королём, наивным, страдающим и раскаивающимся. Когда в первый раз произошло такое преображение, я онемела. Шутовская гримаса сошла с лица, уступив место боли, досаде и пониманию какой-то новой истины. Я, ни на мгновение не сомневаясь, увидела короля, такого, какой всплывал ранее в моём воображении при прочтении трагедии.

Ещё один плюс постановки – отсутствие жестокости и ужасов, которые имеются в большом количестве в произведении. Должные трагичность, безысходность и мрачность не были потеряны. Они были искусно переданы музыкой, освещением и той атмосферой, которая царила на сцене. Одним из запоминающихся моментов стал суд бывшего короля над дочерьми. Умалишённый Лир требует у «присяжных», чтобы Регане вскрыли грудь и посмотрели, не каменное ли там сердце… Я внимала несчастному королю и не представляла, что творилось в его душе. Самое печальное, что подобные ситуации происходят и в наши дни. Стариков сдают в дом престарелых их собственные дети, проявляя тем самым всю ту грубость и окаменелость души, которую родители заложили в них в детстве, предпочитая лесть – искренности, слепое почитание – заслуженному уважению.

Дарья Вторникова

 

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>