• Сегодня: Понедельник, Апрель 22, 2019

«Хотелось сделать иностранный язык ближе…»

6NpiudM6wIM

Насколько важен иностранный язык сегодня? На этот и многие другие вопросы ответила основатель школы «Интерлингва» Елена Ивановна Киктева

Что такое «Интерлингва?

Это 10000 детей и взрослых, которые изучают иностранные языки в образовательном центре. Здесь обучают общению через общение.

Почему именно такое название?

— Наверное многие слышали про созданный когда-то международный язык под названием ЭСПЕРА́НТО, который к сожалению не получил популярности. Но практически никто не знает, что искусственно созданных языков, предназначенных для общения между нациями было два. И второй назывался Интерлингва. Отсюда и название.

Где находятся филиалы школы?

— Все они в городе Воронеже. Я вернулась сюда после обучения в Москве и серьёзно занималась созданием чего-то нового.

Хотели бы выйти за пределы воронежской области?

— Нет, хотя многие просят. Потому что воруют. Это конечно отдельная тема, но воруют всё: методику, отксерокопируют учебники и так далее. Очень сложно контролировать.

Правда, что центр «Интерлингвы» находится в доме, который является архитектурным памятником?

— Да. Согласно архивным документам его строительство было завершено в 1899г. Во время Великой Отечественной войны здание было основательно разрушено. Теперь же снаружи зданию вернули его первоначальный облик, а внутренние интерьеры были отделаны в английском стиле.

Что послужило толчком к созданию школы и новой методики?

— Когда я училась в университете, проходила международная конференция. И одна учёная дама сказала фразу, которая запала мне в душу на всю жизнь: «Россия — немая нация» Ведь действительно, мы знаем только русский язык и практически не владеем другими. Это то, что для меня стало толчком к тому чтобы очень серьёзно заняться в Москве новыми технологиями, новыми методиками. Это было 30 лет назад.

С чего всё началось?

— С «Коммерческой школы для юношества», в которой учились 44 человека. Потом она распалась, а я стала серьёзно заниматься созданием новой школы. Потому что я всегда хотела дать что-то детям.

Чем ваша школа отличается от других?

— Её отличает направленность на становление свободомыслящего человека, способного вести межкультурный диалог, на его самосовершенствование

Какие требования к педагогам?

— Вопрос кадров очень серьёзный. Я принимаю на работу по глазам. Если я вижу, что в глазах есть интерес, что глаза горят, то человек нам подходит. Всему остальному мы учим, этому не обучают нигде, наша методика индивидуальная. Понятно, что проходят проверки и на знание иностранного языка, бесспорно, на уровень образования, потому что ситуации бывают разные. Например, однажды ко мне пришла девушка. Положила диплом на стол, сказала, хочет работать у нас преподавателем. Я начала разговаривать с ней на английском, а она мне удивлённо отвечает: «А меня не предупреждали». Если ты закончила университет два месяца назад, разве ты не должна знать язык, которому тебя учили 5 лет? Впрочем, язык, он и в Африке язык, знать его может любой. Преподавателю в нашей школе приходится учиться каждый день, если он хочет снова и снова быть интересным человеком для своих учеников. Поэтому преподаватели постоянно участвуют в методических тренингах и семинарах, в том числе зарубежных, выступают с докладами на международных конференциях. Исследовательская работа позволяет преподавателям держать руку на пульсе современного образования, обмениваться опытом с коллегами из школ и университетов Европы и США, анализировать и отбирать учебно-методические материалы ведущих отечественных и европейских издательств.

Вы сказали об индивидуальной методике, что можете сказать о ней?

— Первую строчку в рейтинге результативности занимает коммуникативная методика, разработанная (на 10 лет раньше зарубежных учёных!) Методической школой моего наставника – профессора Е.И. Пассова. Преимущества авторской методики очевидны – это гарантированная эффективность овладения иностранным языком без скучного заучивания, устойчивый интерес к иностранному языку, индивидуальный подход и естественное овладение языковой культурой. Все программы «Интерлингвы» созданы на основе глубокого научного подхода к обучению общению на иностранном языке. Многоуровневая программа Top English включает в себя все аспекты иноязычного образования: познавательный, развивающий, воспитательный и учебный.

Как появились мысли о новой методике?

— Я была на пороге факультета РГФ ВГУ. Было стремление, было воодушевление… Мне хотелось сделать иностранный язык ближе для каждого, а его изучение проще и эффективнее. Мне верилось – тогда, за железным занавесом, — что рано или поздно придёт время находить общий язык со всем миром. И мы должны быть к этому готовы. А для этого надо изучать другой язык иначе.

Сколько языков у вас в школе?

— Немецкий, английский, французский, испанский, итальянский, китайский, скоро заведём японский. Я за многообразие языков, за их равноправие. Но при этом английский всё-таки мировой, общепринятый язык, он основной, доминирующий.

Хотели бы учить русскому?

— С русским языком у меня плохие отношения, потому что, когда я закончила университет, меня пригласили учить иностранных граждан русскому языку. Я даже не сразу поняла, что от меня хотят. До сих пор помню этот учебник «Русский язык для иностранцев». И вот я целый год работала на факультете для иностранных граждан. Я поняла, как сложно выучить русскому языку. С тех пор кому бы я ни говорила, что бы ни писала, я всегда говорю о том, какой простой английский язык, он же алгоритмизирован. Представь этого несчастного иностранца, которому пытаются объяснить разницу между словами приехал, доехал, переехал, не доехал, объехал. Так что, русского, как неродного языка, у нас нет.

Какой ваш любимый предмет в школе?

— Конечно английский язык. Я заканчивала первую школу, сейчас это гимназия Кольцова. Большую роль сыграл учитель. Мне очень повезло, он был действительно потрясающий. Может быть благодаря ему я с детства хотела научить языку кого-нибудь ещё. В 11 классе я даже ходила на практику, учила маленьких детей английскому языку.

Что вы думаете об уровне преподавания английского в школах?

— Конечно, хорошего мало. Россия-немая нация, к большому сожалению. От части, именно поэтому я учу детей. Я отвергательно отношусь не только к школьным программам, но и, например, к разделению на бакалавриат и магистратуру. Порушено очень многое. И, пожалуй, «Интерлингва» создана не благодаря чему-то, а вопреки.

Что бы вы сделали, если бы были министром образования?

— Если бы я была министром образования, я собрала бы умы России. Не обращала бы внимание на политические взгляды и ценности, уровень знатности или богатства. Понимаешь? Исключительно по мозгам. Только тогда что-то можно было бы изменить. Но этого же нет. Поэтому я делаю сейчас то, что я делаю: создаю государство в государстве. Закрыла ворота и всё, никто мне не указ. Указ лишь ребёнок, которого привели ко мне, я отвечаю за качество его обучения, всё. И когда ко мне приходят родители, приезжают бывшие студенты и говорят, что их дети или они сами учатся в МГУ, Университете Азии и Африки или вовсе за границей, я действительно счастлива. И когда меня спрашивают, почему я так молодо выгляжу в 70 лет, я всегда отвечаю, потому что у меня дети, которые мне благодарны, они меня питают.

Почему вы этим занимаетесь?

— Потому что мне это нравится. Я получаю безумное удовольствие. И деньги тут совершенно не при чём. Мне не нужны 1000 квадратных метров, мне достаточно моей квартиры, в которой я живу 70 лет. И я безумна счастлива, когда кто-то мне благодарен.
Что могли бы посоветовать подрастающему поколению?
Когда я прихожу в Университеты или на конференции и вижу там учёных и преподавателей примерно своего возраста, становится тоскливо. Я не вижу молодых лиц. Не бойтесь совершать что-то невероятное. Делайте невозможное, выходите за пределы невозможного.

Ирина РУМЯНЦЕВА, фото автора

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>