• Сегодня: Пятница, Февраль 22, 2019

Слушая «Аквариум», выходишь за рамки сознания

URP8zU9H-mA

1 февраля состоялся концерт легендарного Бориса Гребенщикова и группы «Аквариум» «БГ 65», привязанный к 65-летию музыканта. День рождения музыканта был ещё 27 ноября, но «Аквариум» всё отмечает и отмечает из концерта в концерт вместе с преданными почитателями творчества.

USYeaaLR_FI

Это музыка, проникающая в сознание, в сердце, именно поэтому её слушают люди всех возрастов и социальных статусов. Его манера очень уникальна, и от этого узнаваема. Очень мягкая, словно мурлыкающая речь. Поёт с вечным придыханием, иногда характерное рычание, узнаваемое дрожание голоса. Мне всегда казалось, что у Добра голос Бориса Гребенщикова.

Перед концертом были какие-то странные песнопения, а может быть, мантры. На весь экран — Сарасвати — богиня индуизма. Считается, что она является покровительницей искусства, божественного знания. На сцене — нагромождение из горшков с цветами и деревьями, старых мониторов. Густой от дымки воздух пронизывает фиолетовая подсветка. Нас будто бы погружают в транс, или, вернее сказать, готовят к большему трансу. Слушая музыку «Аквариума», словно, выходишь за рамки сознания.
Под бурные овации выходит БГ и начинает с невероятной истории про ударника, который не смог присутствовать на концерте по какой-то фантастической причине, и настоятельно рекомендует нам самим его вообразить. Ну что ж, вообразить — это в стиле «Аквариума».
Говорит популярный музыкант очень спокойно и размерено, как с близкими знакомыми.
Первая песня — «Платан»

«Зуд телефонов, связки ключей;
Ты выйдешь за дверь, и вот ты снова ничей.
Желчь поражений, похмелье побед,
Но чем ты заплатишь за воду ничьей?
Я хотел бы опираться о платан,
Я так хотел бы опираться о платан,
А так мне кажется, что все это зря…»

И только после первой песни, фраза БГ: «А вот теперь, здравствуйте». Говорит философски: «Всякие вещи со временем становятся лишними» (снимает браслеты, часы, потому что с ними неудобно играть). Философский подход ко всему — то что нужно.

8VLosZxXUG8

Следующая песня — «Аделаида»

«…Я помню движение губ,
Прикосновенье руками.
Я слышал, что время стирает все.
Ты слышишь стук сердца —
Это коса нашла на камень.

И нет ни печали, ни зла,
Ни горечи, ни обиды.
Есть только северный ветер,
И он разбудит меня
Там, где взойдет звезда
Аделаида…»

Гребенщиков — поэт, самый настоящий. Он плетёт из слов узоры, не теряя смысл этих слов.
Невероятная атмосфера: музыка словно растворена в воздухе и проникает в лёгкие вместе со вдохом, и по венам разносится по всему телу и дальше, куда-то к душе..

«Что-то не заснуть — а засну, все мне снится,
Что вот еще чуть-чуть, еще едва-едва;
А как проснусь — опять пью, как бы мне не спиться —
Voulez-vous coucher avec moi?

Вот в руке письмо, но вижу только буквы
И я не помню, как они собирались в слова
В полной пустоте, круги на воде
Voulez-vous coucher avec moi?…»

HSLxiE99FYk

И тут лирическая музыка сменяется ритмичным кантри-джазом, или, блюзом…

«Как говорил Сократ: “ну, Платоша, нам ли жить в печали?„» — иронично комментирует выбор песни БГ.

Мужчина из зала передаёт что-то на листке. БГ приложился к листку лбом. Это странное поведение можно оправдать лишь личностью самого музыканта.
Далее, регги со скрипкой…

И в 65, и, думаю, в 95 Борис Гребенщиков как в 25 будет ползать по сцене на коленях с гитарой. Всего лишь потому, что того требует музыка, потому что так захотелось, и потому что знает, что зрителю будет приятно видеть такого ещё молодого БГ.

«…Ты думал – ты крутой, ты думал – ты в теме,
Привет! Ты просто приложение к системе.
Ты думал – баба дура, а ты молодец,
Но вот твое сердце превратилось в холодец,
Ты крадешься вдоль стены, напоминая краба,
Твое место в жизни указала тебе бой-баба.
Она лично знает Бэнкси и курс биткойна,
Она идет по жизни легко и спокойно,
Сцилла и Харибда у нее на поводке,
А Харви Вайнштейн нервно курит в холодке.
Мужчине могут доверить функцию прораба,
Но движением материи правит бой-баба.»

Нет чтоб как другие, с «лучшими хитами» разъезжать по стране, БГ пишет новое, современное и актуальное, не боясь экспериментов.
В перерывах между песнями все стараются пробраться на сцену и подарить цветы или подарки. И вот, БГ берёт из рук девушки букет и галантно подносит бутоны к губам.
«Ваша доброта и щедрость не знают границ, даже страшно», — полусерьезно благодарит музыкант.

«…Мне не жаль, что я здесь не прижился;
Мне не жаль, что родился и жил;
Попадись мне, кто все так придумал —
Я бы сам его здесь придушил;
Только поздно — мы все на вершине,
И теперь только вниз босиком;
Моя смерть ездит в черной машине
С голубым огоньком…»

UxgAEfw0yig

Комментарии музыканта кратки, и я думаю, он намного больше держит в голове, чем говорит. Но когда говорит, то, мне кажется, вкладывает в это ёмкое много.
«Какая же радость, видеть вас здесь сегодня» — и залу большего и не надо, зал взрывается одобрительным возгласами и аплодисментами.
Музыканты играют словно для себя, не для того, чтобы понравится, а для души. И от этого нравятся. Мы видели те самые «двери травы»

«Я не хочу быть камнем в вашей стене.
Я не хочу быть трупом в вашей войне.
Я не хочу маршировать в одном строю.
Вы идите, а я ещё спою!»
— коротко и предельно ясно выражает музыкант свою позицию касаемо всего. »

Каждое слово следующей песни было словно адресовано лично мне. По крайней мере, мне, Дарье, очень было приятно.

«…Ван Гог умер, Дарья, а я еще нет
Так что Дарья, Дарья, не нужно рисовать мой портрет
Ты можешь добиться реального сходства,
Или феноменального скотства,
Ты все равно рисуешь сама себя, меня здесь нет…
…А я пою тебе с той стороны одиночества
Но пока я пою, я поверну эти реки вспять
И я не помню ни твоего званья, ни отчества
Но знаешь, в тебе есть что-то, что заставляет этот курятник сиять…»

1SNn3k0w-K8

«А следующая песня будет зависеть от вас, от вашего умения делать вот так» — и БГ смешно делает вид, что не умеет хлопать, что его не слушаются руки, и что он не понимает, что это вообще за процесс. Мы аплодируем во все ладони и так, без напоминания.

«Мы все теперь братья, Мы все здесь семья;
Так кто из нас ты И кто из нас я?
Кто весел, тот стар, А кто мрачен – тот юн;
И все хотят знать: Так о чем я пою?
А я хожу и пою, И все вокруг Бог;
Я сам себе суфий И сам себе йог.
В сердце печать Неизбывной красы,
А в голове Туман над Янцзы.»

Музыканты создали прекрасными звуками этот туман над Янцзы и погрузили нас в него.

Далее — ушли без прощания и без поклона, на ходу бросив спасибо.
Это значит, что можно запросто ожидать продолжения, нужно лишь проявить свою любовь и признательность. Немного криков, аплодисментов, и вот артисты выходят, довольные, обратно. Многие артисты любят такой приём, всем им нужна отдача от зрителей, чтобы чувствовать себя нужными, очень нужными.

2VS-_buk9Sg

«Стаканы» — звучит эта песня, и люди уже на первых аккордах не могут усидеть на месте. Солидные дамочки с билетами на трибуны спускаются в танцпол, чтобы кружить под ирландские мотивы. И я не смогла не станцевать.
Ещё пару песен для фонариков и ностальгии — и теперь уже по-настоящему со сцены.
«Спасибо, Родные!»
Спасибо вам, дорогой и прекрасный «Аквариум», моя душа будет скучать.

Может быть, до встречи?

Дарья ВТОРНИКОВА, фото: Сергей МАРАНЦ

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>