• Сегодня: Пятница, Август 23, 2019

«Знаю точно — творить буду всегда!»

1111111111111111111111111

Куда идёт школьник после уроков? Ни для кого не секрет, что многие российские ребята посещают занятия дополнительного образования. Существует такое явление, как попытки искусственно «загнать» детей в безынтересную для него деятельность. Зачастую ребята считают свои дополнительные занятия неинтересными из-за неправильной подачи материала со стороны педагогов. Необходимы люди, не только способные увлечь и говорить с детьми на одном языке, но и преподать истины и жизненно необходимые навыки подрастающему поколению. Об этом мы беседуем с педагогом дополнительного образования Алёной Китиной.

— Алёна Дмитриевна, расскажите о себе!

Алёна Дмитриевна: Не знаю, насколько много нужно рассказать о себе, но если из ключевых моментов, то я хорошо училась в школе, имею спортивный разряд КМС по художественной гимнастике, золотой значок ГТО. В 2013 окончила педагогический университет по специальности учитель математики и информатики. Сменила несколько работ (среди которых экскурсовод и аниматор в музее занимательных наук «Эйнштейниум», тренер-хореограф по художественной гимнастике и др.), затем пришла в школу, где работаю уже 5 лет.

— Почему вы выбрали столь непопулярную нынче профессию? Не отпугивали ли низкие доходы учителей?

Алёна Дмитриевна: Ещё неизвестно кто кого выбрал. Возможно, отчасти роль сыграло то, что я выросла в семье учителей (бабушка всю жизнь проработала учителем математики, мама — музыкант). То, что я буду работать с людьми, и, скорее всего, эти люди будут детьми, я знала с детства. «Непопулярность» меня абсолютно не пугала, ибо тут каждый выбирает по себе. То, что близко. Доходы… Ну, это достаточно скользкая тема для обсуждения. Когда выбирала профессию, для меня приоритетом было выбрать любимое дело! У меня до сих пор чёткое мнение, что важнее делать то, что любишь. Не всегда это «любишь» может тебя обеспечить по полной. Но тут уже каждый крутится сам. Если выбрал — будь готов ко всем сторонам медали.

— Чем вы занимаетесь в школе?

Алёна Дмитриевна: Когда я только пришла в школу, меня взяли на роль старшей вожатой. Теперь я — педагог дополнительного образования. Это некий микс из вожатой, педагога-организатора, помощника завуча, оформителя, сценариста, хореографа-постановщика. Я занимаюсь внеурочной работой: концерты, мероприятия, флешмобы, встречи, поездки, экскурсии, утренники, квесты, выпускные и последние звонки, и множество других форм деятельности. В основном — творческая деятельность. Также уже 5 лет руковожу творческим танцевальным объединением «Азарт», без которого уже не обходится ни одно мероприятие!

— Насколько трудно работать с детьми?

Алёна Дмитриевна: Непросто. Насколько? Ну, мы же не будем ставить баллы по оценочной шкале от 0 до 10. Все люди очень разные, все дети очень разные. Особенно дети! С одними работать одно удовольствие, с другими каждый день как на вулкане. Поэтому, в общем и целом — непросто, но возможно! Еще имеют место быть подростковые кризисы (как их любят называть), да и не только подростковые. К примеру, в прошлом году с «Васей» было легко и комфортно работать, а в сентябре к «Вася», что называется «на козе не подъедешь». Людям свойственно меняться. К старшим классам (9-11) ребята «выравниваются», и изменения не столь выражены. Но я говорю больше о тех, с кем я тесно работаю — это актив школы в основном.

— Среди воспитанников у вас достаточно большой авторитет – вас уважают. По вашему мнению, почему?

Алёна Дмитриевна: Почему уважают? Спросил бы лучше об этом самих ребят. А почему, собственно, меня не должны уважать? Я всегда с ними честна, я не перегибаю палку, я всегда могу поддержать и выслушать, я достаточно близко с ними общаюсь, но при этом есть чёткая дистанция, субординация, которую они чувствуют, есть определённая дисциплина. Есть моменты, которые дозволены, если вдруг кто-то перегибает палку, то ему (ей) тут же объясняется, почему так больше делать нельзя, я не унижаю их и не выезжаю за их счёт, если получают, то знают за что, и это заслуженно. Я их не подвожу, порой частенько иду навстречу. Я доверяю им, и они доверяют мне, и, самое главное, я их люблю и на 100% уверена, что они это чувствуют, и не только, потому что я говорю им об этом. Я общаюсь с ребятами, интуитивно угадывая, как выстроить разговор, что позволить, а что нет. По наитию. Мы же люди.

— Можете ли вы сформулировать, чему именно учит внеклассная деятельность в школе?

Алёна Дмитриевна: Это неотъемлемая часть обучения, как я считаю. Самая запоминающаяся часть школьной жизни! Нужно отметить, что работа в команде очень сближает. Ребята общаются между собой. Они учатся решать непростые задачи, помогают и поддерживают друг друга, становятся сплочёнными. Дети, с которыми я работаю уже стали более устойчивыми к стрессам и неожиданным ситуациям. Они научились принимать решения и быть за них ответственными. Ребята все еще познают, как выступать на публике, не бояться сцены и больших аудиторий, выражать свои эмоции (в зависимости от заданной ситуации и образа), а также справляться с ними, создавать вместе что-то новое — созидать, а не разрушать. Я учу их слышать других, правильно проявлять свои лидерские качества, быть активными. Ребята пробуют что-то новое, и, кто знает, может быть, в будущем этот школьный опыт им пригодится. Хотя, нет, я в этом просто уверена! Через внеклассную деятельность каждый, если захочет, то может открыть и развить в себе определённые качества и попробовать себя в различных ролях! Поэтому для проб, познания себя и своих желаний/возможностей, школа — отличная стартовая платформа!

— Что самое сложное в вашей работе?

Алёна Дмитриевна: В моей работе самое сложное — не пропускать абсолютно все через себя и не воспринимать слишком близко к сердцу, потому что, отдавая без остатка — быстро сгораешь и выгораешь. Но это умение приходит, естественно, не сразу. Зато в процессе ты закаляешься. Главное — это в любой ситуации оставаться человеком чувствующим. А ещё в моей работе очень важно правильно распределять задачи и не надорваться от бесконечного количества дел.

— В педагогике существует много методик преподавания. Как вы считаете, нужно ли давать свободу детям в творчестве или нужно, наоборот, жёстче их контролировать и карать за каждую ошибку?

Алёна Дмитриевна: Методик преподавания действительно много. Тут каждый педагог выстраивает свою линию. Не думаю, что кто-либо слепо придерживается готовых методик (даже устраивавшим их по многим пунктам), не внедряя что-то свое. У меня творческая работа, поэтому говорить о каре за каждый промах не приходится. Процесс творчества — это процесс поиска, метод проб и ошибок. Я и сама порой ошибаюсь. Так почему за ошибки я должна ругать детей? Ошибаются — значит что-то делают, не сидят на месте, пробуют. Я могу принять или отказаться от того, что они предлагают, но ругать — никогда! По поводу контроля могу сказать, что он разумен в меру. Без него невозможен ни один процесс, особенно творческий. А без должной дисциплины — никуда.
Очень важно уметь слушать детей. Я советуюсь с ними, прошу помощи, когда сомневаюсь в своём выборе. Если предложение ребят интереснее моего, соответственно, я выберу их вариант — это для меня не зазорно. Порой их замечания бывают очень дельными и интересными. Они могут увидеть то, что пропустила я, и наоборот. Одна голова — хорошо, а несколько — прекрасно!

— Став министром образования на один день, что бы вы сделали?

Алёна Дмитриевна: Отвечу с долей юмора, я бы отправила все высшие чины на один день в школу к детям и, желательно, в начальное или среднее звено. Замечу, что юмора здесь только небольшая доля. Конечно же, подняла бы зарплаты на достойный уровень.

— Вы имеете математическое образование, и, тем не менее, вы занимаетесь творческой деятельностью? Почему?

Алёна Дмитриевна: В детстве я довольно много времени проводила в музыкальной школе, где работала мама. Моя мама — невероятно талантливый и безумно творческий человек! Мне очень нравилась та атмосфера концертов, творческих вечеров, то общение, какое-то невероятно тёплое, доверительное, честное, простое между учителем и учениками — это была семья. Надо сказать, что до сих пор некоторые выпускники звонят маме, приезжают, делятся новостями. Это дорогого стоит! Конечно, я хотела также. Творчество окружало меня всегда, я чувствовала себя свободно, в своей тарелке. В университете была хореографом факультета и буквально жила внеучебной жизнью! По поводу технической специальности — так сложилось. Я никогда, ни о чем не жалею. Это хорошая школа, отличный опыт. Математика дала мне определённые навыки в плане дисциплины. Да и потом, никогда не знаешь, как сложится в дальнейшем жизнь. Однако знаю точно — творить буду всегда! Я на своём месте и люблю то, что делаю!

Павел АРЗАМАСЦЕВ, фото из личного архива Алёны Китиной

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>