• Сегодня: Воскресенье, Август 25, 2019

Энциклопедия русской жизни

БРАТЬЯ-СЕСТРЫ

Это похоже на фантастику: спектакль длится целых шесть часов, но смотрится на одном дыхании. Люди не уходят в антракте, а возвращаются в зрительный зал, садятся на свои места и замирают, когда вокруг гаснет свет. Сейчас они становятся частью чего-то особенного. Сейчас они не просто свидетели происходящего, а жители глухой послевоенной деревни, где от голода и бед мучаются их братья и сестры. Их дедушки и бабушки. Их самые близкие люди, ведь история, рассказанная в спектакле, кажется знакомой, родной. И от этого — ещё более страшной.

«Братья и сестры. Версия 2015» — постановка Льва Абрамовича Додина — пример невероятного погружения и зрителей, и артистов в материал. Атмосфера, вера, жизнь… Все это смогли прочувствовать воронежцы 1 и 2 июня, когда в рамках Платоновского фестиваля искусств состоялись показы легендарного спектакля Академического Малого драматического театра (Санкт-Петербург). В 1978 году его играли выпускники ЛГИТМиКа (нынешний РГИСИ), а в 1985 Додин поставил «Братьев и сестёр» на сцене МДТ. Спектакль с успехом шёл более тридцати лет. Его сняли с репертуара по простой причине — артисты повзрослели. В 2015 году спектакль был возрождён. Артисты, ранее исполнявшие роли молодёжи, сыграли более возрастных персонажей, а новые ученики Додина пришли им на смену.

В основу «Братьев и сестёр» легла тетралогия Фёдора Абрамова. Это история о жизни русской деревни после войны: жёны ждут своих мужей с фронта, до изнеможения работают и верят в светлое будущее. Но когда наступает Победа, их жизнь не становится лучше. Нехватка мужской силы, борьба за урожай и голод продолжаются много лет. А люди? Люди стараются выжить, сохраняя в себе человечность, любовь и веру. В этом они едины. Именно поэтому особенно ярко воспринимаются массовые сцены гуляния и праздника. Множество артистов становятся одним целым: они пляшут, кричат, поют частушки, и в каждом их действии ощущается вера в лучшую жизнь, потребность в этой вере. Они не просто играют, а живут на сцене. И вместе с ними живут зрители. Такой эффект понятен: чтобы достичь подлинности образов, артисты отправлялись в экспедицию на родину Абрамова, в деревню Верколу, где знакомились с прототипами своих героев и их родственниками. Они старались ощутить на себе быт деревенских жителей, чтобы передать его зрителям. Обряды, пляски, северный говор, перенятый у реальных людей, приближает «Братьев и сестёр» к уровню документального исторического кино. Однако послевоенная жизнь деревни — не единственная тема, а отправная точка для развития других тем. Справедливости, долга, совести и, конечно же, любови.

Любовь Варвары (Елизавета Боярская) и Миши (Евгений Санников), которую они так и не смогли принять, проходит через весь спектакль и поражает своей безысходностью.

Жертвенная любовь матери к своим детям выверена на уровне мельчайших деталей. Например, когда Миша приносит в дом хлеб, дети садятся на скамью и лентой растягивают на коленях рушник, а мать едва усаживается на край скамьи и натягивает ткань только на одно колено. Эта тонкая метафора не оставляет сомнений, что ради детей мать жертвует и будет жертвовать собой.

Любовь сестёр и братьев, когда Лизка (Дарья Ленда) выходит замуж за непутёвого Егоршу (Никита Сидоров) ради купленной им коровы, чтобы младшие могли пить молоко.

Эти темы звучат актуально по сей день, хотя со времён Великой Отечественной прошло больше семидесяти лет. Судьба жителей деревни переливается в историю всего русского народа. Спектакль стирает любые театральные условности: артисты спускаются со сцены и выходят через дверь для зрителей, растворяясь в темноте зала. Этот режиссёрский приём раздвигает границы, показывает бесконечность действия, а значит, бесконечность жизни. И, каким бы больным это ни было, бесконечность человеческого страдания.

Елизавета КУЗНЕЦОВА

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>