• Сегодня: Среда, Декабрь 2, 2020

«Воронеж — это город с добрыми лицами»

Processed with VSCO with c1 preset

15 июня в рамках Платоновского фестиваля искусств состоялась творческая встреча с Эдуардом Кочергиным.

Его родители были репрессированы. Он попал в детприёмник Омска в четыре года — говорил только по-польски и, боясь побоев от русских пацанов, молчал около двух лет. После войны он бежал из Омска в родной Ленинград, мечтая найти мать. Перебирался на товарных поездах, скрываясь от милиции, попадал в компании воров и постепенно узнавал законы нового, другого мира. Он научился выгибать из медной проволоки профиль Сталина и Ленина — и зарабатывал этим на еду, меняя свои проволоки на хлеб. Зимой он сдавался в детприёмники других городов, чтобы укрыться от холода. И потом, когда теплело, сбегал снова. Он добрался до Ленинграда только через шесть долгих лет, чудом выжил, нашёл мать. А после этого его ждала долгая, счастливая, совершенно другая судьба — судьба выдающегося художника, имя которого сейчас известно во всей стране и мире.

Эдуард Степанович Кочергин — лауреат нескольких Государственных премий, сценограф лучших постановок Товстоногова, Додина, Гинкаса, главный художник Большого Драматического театра (Санкт-Петербург). Кочергин известен не только как театральный деятель, но и как писатель — автор автобиографических книг «Крещённые крестами», «Ангелова кукла», «Завирухи Шишова переулка». В основу его книг легли воспоминания о тяжёлом детстве и непростой юности. Это заметки сына врагов народа, честные рассказы о колоритном мире воров, с которыми ему приходилось жить, и о великих людях, с которыми он работал позже. Однако воспоминания о детстве отразились не только в книгах Кочергина. Школа выживания, которую он проходил с четырёх лет, сформировала его как сильную личность и творческую единицу со своим художественным методом, особым стилем постановок.

13 июня Эдуарда Кочергина наградили Платоновской премией в области литературы и искусства, а 15 июня в книжном клубе «Петровский» с ним состоялась творческая встреча. Эдуард Степанович признался, что эта премия — грандиозное событие для него. Он считает Андрея Платонова фантастическим, до конца не разгаданным писателем с исконно-русской философией. А Воронеж — родину Платонова — прекрасным городом.

«В отличном месте вы живёте, ребята!» — говорил Кочергин зрителям, — «Это стало для меня открытием: идёшь по улице, а люди тебе улыбаются. Воронеж — это город с добрыми лицами. И ещё с высокой зрительской культурой: на спектаклях никто не отвлекается, не кашляет, телефоны не звонят. Люди смотрят, не отрываясь. Им действительно это интересно».

На творческой встрече Эдуард Степанович отвечал на любые вопросы — и, как ни странно, их было много! Зрители узнавали о выходе новой книги, спрашивали о работе с Товстоноговым, о новых тенденциях сценографии и изобразительного искусства. Оказалось, Кочергину не чужды и современные методы. Сейчас все больше постановок, в которых сценография отходит на второй план — артисты могут выйти в любое минималистичное пространство и играть. Эдуард Степанович уверен, что в этом нет ничего плохого: «Если это работает, если спектакль сделан качественно и зрители выходят из зала неравнодушными, то все хорошо». А спектакль получается качественным только при совместной работе режиссера и сценографа — и она возможна, когда режиссёр точно знает, что делает. Это было одним из профессиональных качеств Георгия Товстоногова: он знал наизусть множество пьес, понимал, чего хочет, ставил конкретные задачи и достигал их. Кочергин признался, что его пугали Товстоноговым поначалу: «Говорили, что он меня стопчет. Но я не боялся. В этой стране я не боюсь никого». Именно так появился легендарный тандем, навсегда оставшийся в истории русского театра.

Кочергин сделал с Товстоноговым более тридцати спектаклей. О работе с ним он написал в книге «Записки планшетной крысы» (повесть «Медный Гога»).
«Он был умным и честным человеком, живущим ради искусства» — сказал Эдуард Степанович на творческой встрече. И, безусловно, эти качества присущи самому Кочергину. Сейчас он работает над новой книгой. Это будет история о жизни женщины, которую Эдуард Степанович знал лично. Ее подкинули младенцем к незнакомым людям с запиской: «Крещена Лидией. Да хранит ее Господь». А что случилось потом? Кем она стала, когда выросла? Об этом можно узнать, прочитав книгу «Лидка Петроградская», которая совсем скоро появится в широком доступе.

А пока Эдуард Степанович с радостью расписывался на своих других книгах, которые ему подносили зрители. Мне кажется, отдельного внимания заслуживают «Крещённые крестами» — это произведение о его детстве, подробная повесть о долгом и трудном пути из Омска в Ленинград. О том, как маленький мальчик добирался через всю страну к своей матери. В наше время эта история кажется фантастической, просто не укладывается в голове: неужели один ребёнок смог это выдержать? Какие нужны были силы, чтобы это выдержать? Какая удача?..

И даже я, читавшая автобиографические книги Кочергина, не могла до конца осознать, что его история — правда. Что сейчас передо мной сидит человек, который прошёл через все это. Внес выдающийся вклад в искусство, поработал с великими режиссёрами. И стал не менее великим сам.

Елизавета КУЗНЕЦОВА, фото автора

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>