• Сегодня: Понедельник, Июнь 24, 2019

«Я не журналист, я не критик, я — главный редактор газеты»

_3300279

4 июня в рамках IX международного Платоновского фестиваля искусств воронежский Дом журналистов посетил Андей Устинов, главный редактор газеты «Музыкальное обозрение» с лекцией «Окно в мир можно закрыть газетой». Встреча была посвящена 30-летию газеты, которая в течение многих лет является лидером среди музыкальных СМИ России.

 

1

 

 

Уже при входе в зал стало понятно, что слушателей ждёт кое-что интересное: на проекционном экране высвечивалось «Уроки 30-летней истории от газеты «Музыкальное обозрение». Громкие слова оправдали ожидания. Тема времени звучала на протяжении всей беседы. Почти 2,5 часа пролетели незаметно.
Встреча началась с подведения итогов 2018 года, который был богат на события. Прошедший год вспомнили под музыку ДДТ, а не классику Бетховена или Шнитке. Андрей Устинов обратил на это особое внимание.

Андрей Устинов: Мы впервые как издание вышли на эту территорию, куда мы не заходили почти никогда. Тем не менее мы всё-таки затронули совершенно другую музыкальную культуру. Это доказывает то, что мы стараемся учить себя смотреть шире и в другие стороны. На этой территории сейчас творятся некие смыслы, которые, на мой взгляд, очень важны для существования в сегодняшней системе координат. Здесь ставятся вопросы, которые поднимают проблему времени, свободы и сознания.

«События и персоны» — так называется проект, который с 1995 года ежегодно проходит в газете «Музыкальное обозрение». Именно так можно назвать первую половину лекции, акцент которой был сделан на номинации в различных сферах. Фестивалем года был назван Транссибирский Арт-Фестиваль, который, по словам Устинова, переменил новосибирскую реальность. Особое внимание было уделено Гидону Кремеру, исполнившему 24 прелюдии для виолончели. Также в топ культурных событий России вошёл Платоновский фестиваль искусств, который, по мнению спикера, не имеет аналогов в стране. Отмечен был и фестиваль «Другое пространство», поменявший ракурс актуальной музыки. Не остались без внимания Дягилевский фестиваль и фестиваль Новой музыки в Омске. Последний был отмечен феноменальной акустикой, осуществлённой стараниями английского архитектора Эдвардса. Устинов отметил многообразие городов, в которых проводились перечисленные мероприятия: «Новосибирск, Воронеж, Омск! На всякий случай отмечайте географию, ведь всё это примеры больших событий».

Событием года было названо открытие концертного зала Зарядье в Москве. Особое внимание лектор обратил на невероятную акустику, а также отметил, что данное место предназначено, в первую очередь, для музыки.

Спектаклем года стало представление Константина Богомолова «Триумф времени и бесчувствия» по музыке Генделя. Спектакль был неоднозначно принят зрителями из-за жестоких сцен. По словам Андрея Устинова, многие покинули зал после первого действия. Второе действие было разбавлено спокойным и церемониальным исполнением музыки Генделя. Это создало определённый контраст, ставший изюминкой спектакля.

Среди персон года также были отмечены Кирилл Серебренников с фильмом «Лето», Марина Давыдова (критик, главный редактор журнала «Театр»), Сергей Невский, Дмитрий Курлянский и Николай Попов (композиторы), Григорий Кротенко (музыкант, играющий на контрабасе), Ирина Никольская (музыковед польской музыки). Телепроектом года была названа ЭНИГМА с Ириной Никитиной.

Андрей Устинов отметил, что был завершён 20-летний труд — 6-томник дневников директора Мариинского театра. Книга заслужила звание издания года. В этой же номинации была отмечена книга «Шостакович и футбол», посвящённая любви композитора к данному виду спорта.

Следующая «глава» лекции получила название «Уроки истории». Беседу Устинов начал с обращения к прошлому. В этом, по его мнению, заключается залог развития будущего:

Андрей Устинов: Наша газета появилась в 1989 году. Конечно же, ничего из ничего не произрастает. Мы тоже вырастаем, неся с собой гены своих предков. Сегодня разрыв поколений во многом связан с колоссальными социально-экономическими изменениями. Попытка нахождения общих мнений очень важна для того, чтобы не отвергать полностью предыдущее.

1989 год — год выхода первого выпуска газеты «Музыкальное обозрение» на фоне колоссальных изменений в мире политики, экономики, культуры и т.д. В создании газеты принял участие сын актёра Василия Меркурьева, Пётр Меркурьев, работавший в то время в союзе композиторов СССР. Устинов показал, как выглядела обложка первого номера журнала, вспомнив начальные шаги на пути к цели: «Это было, конечно, романтичное время. Помню такой эпизод, когда на ленинскую премию был выдвинут Альфред Шнитке. Мы сидели в типографии и читали номер журнала. Вдруг прибегает из союза композиторов СССР человек и говорит, что Шнитке отказался от премии. У нас уже была напечатана готовая статья. А теперь что делать? Представляете, надо было снимать целый кусок из текста. Мы поставили вместо него какую-то фотограию. Спустя 30 лет я вспоминаю это как тихий ужас. Таких ужасов стало не так много, когда вокруг появились компьютеры…Так вот это всё и начиналось».

Истории Андрея Устинова были наполнены живыми эмоциями и долей тоски по ушедшим временам. Рассказывая об эпохе становления газеты, музыкальный журналист часто погружался в воспоминания и отходил от заданной темы. Но слушатели не скучали.

Андрей Устинов: Я не журналист, я не критик, я — главный редактор газеты, и это совершенно другая специфика мышления, общения и ответственности.

Особое внимание было уделено памяти репрессированных музыкантов. Был показан ролик, посвящённый несправедливо арестованным деятелям искусства, куда вошли имена наиболее известных личностей.
Встреча была завершена музыкой Гребенщикова и видеорядом, посвящённым газете «Музыкальное обозрение».

Наталья ГИНЬКО, фото: Сергей МАРАНЦ

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>