• Сегодня: Суббота, Октябрь 19, 2019

Быть в чужой роли: легко или тяжело?

Llm6khDRkQs

Ежегодно 5 октября в России празднуют День учителя. Школьники устраивают концерты для учителей, дарят им цветы и замещают их на уроках, давая возможность отдохнуть. Но не только для этого. Те ученики, которым довелось в этот день вести уроки, уж точно знают и о минусах, и о плюсах этой важной профессии.
День, когда ученики берут на себя работу учителя — особенный — день Самоуправления. Как правило, он проходит во многих школах именно 5 октября. Традиционно наши авторы, которым довелось побывать «в шкуре» учителя, делятся своими впечатлениями.

СЕМИКЛАССНИКИ ПРОВЕРЯЮТ «НА ПРОЧНОСТЬ»

 

-kNwYniuE0I

 

 

Часто ли мы задумываемся о том, каково учителю отвечать на наши каверзные вопросы во время урока. День самоуправления дает ученикам отличную возможность побывать в шкуре своих наставников.
Звонок на урок. В класс вбегает толпа семиклассников. На перемене я несколько раз останавливала их с просьбой не бегать по коридору, но они игнорировали меня. Поэтому, забежав в душный класс, они первым делом потребовали открыть все окна.

– Я же вас просила не бегать. Окна и так открыты на проветривание, больше нельзя.
– Хотим и бегаем, – недовольно отвечают ребята.
– Если бы сразу послушались, не пришлось бы сейчас насквозь мокрыми сидеть.

Самый наглый мальчик решил оговориться колкой фразой:

– А может у нас традиция такая. Никак не можем пойти на урок русского языка, не побегав на перемене.
– Что же, придется поменять эту традицию.

В прошлом году я уже вела урок в этом классе. Правда, тогда они были не такими смелыми.
Начинаю урок.

– Меня зовут Яна Андреевна. Сегодня я буду вашим учителем русского языка.
– Да, знаем мы, как вас зовут. Еще с прошлого года.

Это вызвало у меня невольную улыбку. Приятно, когда тебя помнят. Значит, что-то все-таки отложилось в их памяти.

– Тема нашего урока – повторение. Мы вспоминаем все, что вы прошли за предыдущий месяц.
Вредный мальчик опять решил меня подловить.
– Как это? Мы до такой страницы еще не доходили и вообще еще не все прошли.
– У меня другая информация по этому поводу. Так, что открываем учебники на странице восемьдесят два.

Надо мной снова шутят:

– В каком смысле?
– Тетрадь открыть на странице восемьдесят два?
– Можешь попробовать, правда, мы учебники открываем, – отвечаю я.

Я поняла их тактику – привлечь внимание и потянуть время, поэтому я стала просто игнорировать неуместные реплики.

– Кто хочет пойти к доске?

К моему удивлению несколько человек охотно поднимают руки. В старших классах такое редко происходит. А тут, дети с удовольствием выходят к доске и зарабатывают «легкие» оценки.
Периодически повышаю голос, иначе просто невозможно сохранить тишину. Все начинают громко разговаривать, и я лишаюсь возможности сконцентрироваться на проверке заданий.
Начинаю спрашивать фамилии тех, кто выходил к доске.

– Ребята, назовите свои фамилии.

Мой постоянный «собеседник-шутник» выкрикивает другие фамилии, специально путая меня. Наконец я ошибаюсь!.. Он собой доволен! К счастью звенит звонок. Класс мощным потоком хлынул в коридор, снося по дороге все, что попадается под ноги.

Я с облегчением «выдыхаю», но тут же думаю о том, что впереди еще пять уроков.
Тяжело быть учителем…

 

«КАК ТЫ К НИМ, ТАК И ОНИ К ТЕБЕ»

 

LViGjNl1E-0

 

Написав в бланке распределения по классам «начальная школа», мы подписали себе «смертный приговор»!

Нам с одноклассницей достался 4-й класс – вроде не маленькие, но и не большие.
День учителя уже начался по временным меркам, а я еще сидела до глубокой ночи и думала, как преподнести ученикам заповеди. Хотелось не просто просидеть и проболтать весь урок, а научить чему-то. Самыми сложными оказываются, на первый, взгляд легкие предметы, вроде «Основ православной культуры». На подобных уроках обычно всегда шумно, и детей надо завлечь, чтобы им было интересно слушать:

Примерив на себя образ учителя, приходит понимание, что это очень сложно. Необходимо объяснить взрослые темы доступным языком. А для этого надо самому проникнуться.

Становится страшно, когда ты один, и на уроке надо успеть спросить, выслушать, проверить, поставить оценки. Начинаешь теряться. Потом вливаешься в ритм, и становится легче.

Но все эти мучения стоят тех любящих и благодарных объятий после уроков. Приятно отвечать на детские нелепые вопросы из разряда: «А вы пишите на уроках в 11 классе?» Отвечать и при этом смотреть в детские любопытные глаза. Как загадки писать на доске очевидные математические, чтобы «ученики-однодневки» могли похвастаться своими арифметическими знаниями.

В этот день мне еще довелось вести у 5-х классов. И какое я испытала удивление, когда в начале урока при просьбе: «имейте друг к другу уважение и соблюдайте тишину» – сразу стало спокойно и тихо. Возможно, нам повезло. В конце урока я получила в подарок комикс обо мне, нарисованный девочками-ученицами. Было невероятно приятно!

В конце этого невероятного дня я сделала вывод: теория Достоевского о том, что детям нет смысла врать и отговариваться от каких-то объяснений фразой «вы еще маленькие, потом узнаете». Дети, на самом деле, всё прекрасно понимают. Как ты к ним, так и они к тебе.
Каждому из нас важно испытать на себе подобные чувства. Оказавшись в чужой шкуре, начинаешь уважать чужой труд.

 

КАК МЫ ОТКРЫЛИ «ОКНО В ПАРИЖ»!

 

 

J2xg-lfaPYY

 

 

«Как же нелегко быть актрисой!» — думала я, пытаясь стереть грим. На салфетке остался отпечаток моего нарисованного лица, с которым я ходила по школе 5 октября.

Каждый год в нашей школе празднуется День учителя. Традиционно мероприятие организуют одиннадцатиклассники. В этом году мы — выпускной класс. Поэтому ответственность за праздник легла на нас. Мы долго не могли определиться с тематикой, но потом подумали, что, наверное, каждый учитель хотел бы побывать во Франции. Класс решил подарить нашим учителям поездку в Париж!
Нет, конечно же, мы не покупали путёвки, ведь отвезти преподавателей в Париж не было никакой возможности, поэтому было решено перенести Париж к нам в школу!
Для начала мы решили построить Эйфелеву башню. Эта трудоемкая работа заняла у нас два дня. Мы собрали башню из картонных коробок, склеенных скотчем, а затем покрасили её в бирюзовой краской, оставшейся после ремонта. Четырехметровая башня выглядела эффектно! Но одной Эйфелевой башней мы не ограничились: решили сделать открытки для учителей своими руками. Результат превзошел все ожидания — самодельные открытки получились очень красивыми!
И вот наступил день X. Все мои одноклассники встали в шесть утра, чтобы к семи уже быть в школе, ведь нам предстояло торжественно встретить учителей! Перед входом в школу расстелили красную ковровую дорожку, в фойе поставили Эйфелеву башню, на окна повесили шарики. Весь наш класс стоял напротив входа в парадной форме. В это время я и ещё двое крайне артистичных людей должны были изображать мимов, поэтому пока все готовились в коридоре, мы наносили на лица грим и надевали костюмы. Получилось ну очень забавно!
“Настоящие мимы!”, — сказала наша классная руководительница.
Раздаются звуки старых французских песен. Мы с открытками и цветами ждём в фойе прихода учителей. Учителя, входившие в школу, были поражены тем, что их ожидало внутри. Конечно, ведь нечасто дарят поездку в Париж! В задачу мимов входило разыгрывание сценок и приветствие учителей без использования речи, что оказалось нелёгкой задачей, но мы, как настоящие актёры, стойко вынесли все трудности. Получалось интересно и необычно. После первого звонка начались занятия. Пока все наши одноклассники замещали учителей на уроках, так как это был день самоуправления, я и двое других мимов в это время придумывали сценки, которые мы должны были разыгрывать на переменах. Так что я примерила на себя ещё и роль режиссёра.
После уроков состоялся традиционный концерт, на котором ученики нашей школы показывали различные номера, демонстрируя свои таланты. Кто-то пел, кто-то танцевал, а кто-то разыгрывал сценки. Я, всё ещё в костюме мима, раздавала шоколадные круассаны учителям в зрительном зале, не выходя из образа, конечно, чтобы они не забывали о том, что находятся в Париже!
“Ребята, это было потрясающе!” — сказала нам после концерта учительница химии — “Все просто в восторге! Ещё никто не устраивал нам такой праздник!”
Было очень приятно слышать слова благодарности. В глазах многих учителей, сидящих в зале, блестели слезы, а мы были счастливы.

Над материалом работали: Яна МИРОНОВА, Мария ПАНАСЕНКО, Виктория МАЦАГОРА, Марина МЕСРОПЯН.

Фото: Денис ФУСАРЬ

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>