• Сегодня: Суббота, Октябрь 19, 2019

История забытого подвига. Малоизвестный факт Великой Отечественной войны

Дедушка ВОВ

Думаю, что каждый человек, обязательно интересовался вопросом – почему родители дали ему именно такое имя. С ранних лет я знал, что Николаем меня назвали в честь моих дедов по двум линиям сразу: материнской и отцовской. Поэтому, я по праву считал себя в семье Николаем III. Но однажды от бабушки я получил информацию, которая заставила меня взяться за исследовательскую работу.

Оказывается, в нашей семье был еще один Николай – это родной брат моей прабабушки Марии военный летчик  Николай Никифорович Черных. Сестра очень им гордилась, поэтому назвала своего сына (моего дедушку) Николаем.

Мне захотелось подробнее узнать об этом человеке, но, к сожалению, никакой информацией мои родственники не располагали, а сам Николай Никифорович погиб в 1943 году при выполнении служебных обязанностей, но каких — неизвестно. Связь с его семьей (женой и дочерью) прервалась сразу после войны. Но я все-таки решил провести исследование, узнать историю прадеда и обстоятельства его гибели. Хранить воспоминания о тех, кто дал нам право на жизнь — наш долг перед ними и будущим поколением.

Мне удалось выяснить, что родом Черных Николай Никифорович и моя прабабушка Мария Никифоровна были из села Верхняя Луговатка, (ныне Верхнехавского) района Воронежской области. Николай Никифорович еще до начала Великой Отечественной войны стал летчиком, работал инструктором в аэроклубе, растил дочь. Прабабушка Мария с семьей жили в районе Чижовки.

В начале лета 1942 начались массированные фашистские налеты на Воронеж. В один из таких дней на квартиру к прабабушке прибежал брат Николай, который, рискуя попасть под трибунал, предупредил сестру, что шансов удержать город, почти нет, и ей с детьми, срочно надо уходить из города. Прабабушка с двумя малолетними детьми пешком отправилась в с. Анна. После той короткой встречи Мария и Николай больше не виделись.

Из материалов сайтов «Мемориал» и «Подвиг народа» я узнал, что летчик старшина Черных Николай Никифорович был призван на фронт военкоматом г. Липецка, а 5 октября 1943 г. погиб при исполнении служебных обязанностей, похоронен на кладбище г. Черногорска Красноярского края.

Мы обратились с запросом в Военный комиссариат г. Липецка, но наш запрос не дал никаких результатов. В архивах хранятся личные дела офицерского состава, а Николай Никифорович был в звании старшина.

Свой поиск я продолжил в сети Интернет, и на одном из сайтов в статье «Авиационные катастрофы в Красноярском крае при перегоне и переучивании на новую авиатехнику в 1941-1945 гг», я обнаружил информацию, что 5 октября 1943 г. в 10 км южнее г.Черногорска, выполняя учебный полет на самолете Р-39 «Аэрокобра», пилот ввел самолет в плоский штопор. Самолет, выйдя из спирали ударился о землю, летчик погиб. Это был Черных Николай Никифорович, летчик испытатель Бирмской Авиационной школы пилотов.

Мне удалось выяснить, что на территории г. Черногорска с 1942 по 1946 год в здании школы № 7 размещалась эвакуированная с Дальнего Востока Бирмская военная авиационная школа пилотов, которая подготовила для фронта 1502 военных летчика.

Школа №7 продолжает работать и в наши дни, более того на территории школы сегодня действует музей «Истоки и Судьбы». Так была получена информация по истории Бирмской школы, об авиационных катастрофах и, конечно, небольшая информация о Черных Николае Никифоровиче, летчике-испытателе американских самолетов Аэрокобра, полученных СССР в годы Великой Отечественной войны по Ленд-лизу.

Оказывается, тема перегона, испытания самолетов и авиакатастроф, была засекреченной вплоть до середины 90-х гг. 20 века. Естественно, у меня возник вопрос: насколько эти жертвы были оправданы? Мне стало известно, что к 31 декабря 1941 года боевые потери ВВС РККА составили около 21 тысяч самолетов! Своих машин не хватало, поэтому приходилось осваивать непопулярные в Европе американские самолеты с большим набором плюсов и минусов. А еще, я узнал, что в окрестностях г. Черногорска во время испытаний произошло более 20 авиакатастроф, в которых погибло 28 летчиков.

Это они, ценой своей жизни освоили самолет и сделали его эффективным в бою. Трое лучших советских асов: Покрышкин, Речкалов и Гулаев воевали на Аэрокобре. Гулаев в одном бою сбил 5 вражеских самолетов. Но это было уже после, в 1944 году, когда самолет был досконально изучен испытателями.

После долгих поисков мне наконец-то удалось получить фотографии Николая Никифоровича из г. Каменск-Уральский Свердловской области. Они хранились в семейном альбоме моей двоюродной тети Эммы Анатольевны. Первая – снимок, который Николай Никифорович передал на память своей сестре Марии накануне Великой Отечественной войны. На второй — Николай Никифорович и его супруга Зинаида.

 

 

Снимок

Николай Никифорович с женой

 

Из материалов музея школы №7 я узнал о месте захоронения Николая Никифоровича. Похоронен он в одной из братских могил на городском кладбище Черногорска, а в 1987 году к 40-летию Победы над фашисткой Германией в сквере по улице Бограда был установлен самолет-памятник летчикам-инструкторам и курсантам Бирмской военной – авиационной школы. На мраморной плите фамилии 24-х погибших при выполнении тренировочных полетов.

А в августе 2018 г. из сообщения «Черногорс Информ» от 03.08.2018 г. мы узнали, что в этот день в районе п. Ташеба состоялось торжественное открытие памятного знака лётчику Бирмской военной авиационной школы пилотов старшине Черных Николаю Никифоровичу на месте крушения самолета. На памятном знаке имя летчика, дата катастрофы, изображение самолета и номер двигателя. Наша семья бесконечно благодарна поисковому отряду «Трасса», Военно-инженерного института Сибирского федерального университета и детской общественной организации «Братство православных следопытов», которые обнаружили место гибели Черных Николая Никифоровича и установили на месте гибели памятный знак. Это уже 6 знак, установленный поисковиками.

 

Николай СВИРИДОВ

 

 

 

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>