• Сегодня: Воскресенье, Декабрь 6, 2020

«Поехали! – Похлопали!»

МАРШАК

О том, как  в Воронеже реализовался образовательный проект «Жюри» в рамках детского театрального фестиваля «Маршак»

28.10.

Холодное осеннее утро. Я подхожу к нежно-розовому зданию ТЮЗа. Честно говоря, немного волнуюсь. Вот сейчас откроется дверь, и я увижусь с другими членами детского жюри фестиваля «Маршак» и нашим наставником – швейцарским режиссёром и хореографом Корсином. Да и в то, что я прямо так запросто войду в театр со служебного входа – не очень верится. Но охранника, вероятно, предупредили, что ожидается нашествие детей, хотя все последующие разы мне приходилось демонстрировать бейджик.

Вверх по лестнице, и вот оно – я дошла, хотя несколько раз у меня возникало чувство, что попала не туда – гримёрки, цех декораций, костюмерная, незнакомые люди. Ощущение, как будто оказался в каком-то незнакомом запретном мире, хотя мне до этого уже приходилось бывать по ту сторону занавеса. Давно я не была в малом зале, точнее в импровизированном фойе перед ним. На стенах картины, вдоль стены – группка из нескольких подростков 13-16 лет. Должно быть, «свои». Ко мне подходит невысокий человек в очках, на вид лет 40, само обаяние. Пожимает руку, здоровается по-английски. Это Корсин Гауденц. Организатор выдаёт мне бейджик, на нём красуется надпись «Пресса» (и как они догадались?). Что ж, здесь есть человек, с которым начать разговор будет проще, ибо у нас есть точки пересечения. Ксюша Старикова некоторое время занималась в нашей театральной студии и также, как и я, является членом Клуба Выпускников Солнышка в Репном (это такой лагерь в Воронежской области, Региональный Центр по работе с одарёнными детьми). Как оказалось, Ксюша очень полезный человек – знает почти всех актёров ТЮЗа.

В 11:00 наш первый спектакль – «Как стать художником» московского театра «Снарк». Кстати, а вы знали, что Снарк – это такой сказочный неуловимый зверь, за которым охотятся персонажи стихотворения Льюиса Кэрролла? Спектакль оказался очень необычным – это история про девочку Варю, которая мечтала нарисовать самую красивую в мире ромашку. Вместе со старой картинной рамой они путешествуют во времени, попадают в мастерские великих художников и пытаются понять, как научиться рисовать «правильно», и нужно ли это настоящему художнику. На сцене всего две актрисы. Сценографию дополняет специальный проектор и элементы кукольного театра, кроме того в спектакле очень много взаимодействия с залом, например, можно попробовать улыбнуться как Мона Лиза, или создать свой шедевр в стиле редимейд (что это такое не скажу, сами поищите информацию или можете съездить в Москву, чтобы посетить спектакль «Как стать художником», будет очень интересно).

Обсуждение началось с того, что мы попытались пересказать Корсину содержание спектакля, так как, к сожалению, он не понимает по-русски. Должно быть это было заложено в самой концепции проекта. Результат налицо – первый день в проекте, а я уже повысила свой уровень разговорного английского: во-первых, я теперь знаю, что слово «artist» означает «художник» (забавно); во-вторых, узнала, как по-английски «ромашка». Потом пред наши строгие очи предстали Анна Куненкова и Екатерина Ряховская – актрисы театра Снарк и исполнительницы всех ролей в постановке «Как стать художником», дабы мы задавали им вопросы. Оказалось, что в этом спектакле даже музыка особенная: например, в эпизоде, когда маленькая Варя попадает в мастерскую Энди Уорхола, используется песня группы «The Velvet Underground», продюсером которой он и был.

В общем, выяснилось, что спектакль нам понравился, и каждый узнал что-то новое. Пришло время Корсину показать нам презентацию. Нам раздают листочки, карандаши и фломастеры, предлагают нарисовать автопортрет, и подписать, чем бы мы хотели заниматься в проекте.

Получился у меня какой-то примитивизм, зато узнаваемо. Заодно познакомились. Нас 8 человек, не считая Корсина и переводчицу: Арсений, Аня, Настя из проекта Шекспирия, с Ксюшей мы уже давно знакомы, хоть и косвенно, с Сашей встречались на мастер-классе песочной анимации Большого Фестиваля Мультфильмов, Алиса, Катя и, конечно, я. Все мы в своё время заполнили заявку, которая прошла суровый отбор, прежде чем попали сюда.

Корсин предложил разработать критерии, по которым будут оцениваться спектакли. После продолжительной дискуссии их получилось десять: актёрская игра, костюмы и сценография, музыка, актуальность, взаимодействие со зрителем (если оно есть), пластика (в английском такого слова нет, так что для Корсина — это критерий с самым длинным названием), освещение, сюжет, впечатление, произведённое на детей и взрослых, постановка, которая вызвала самую бурную дискуссию среди жюри. (Мы так и не использовали этот критерий, потому что разногласий было немало в оценке любого спектакля и обсуждение, какой же из них вызвал самую продолжительную дискуссию, вызвал бы весьма продолжительную дискуссию. Парадокс.)

Затем нам сообщили, что обязательных для просмотра постановок всего пять, но у нас есть волшебный бейджик, по которому нас пустят на любой спектакль фестиваля. Вот так и получилось, что большую часть номинаций распределяла могучая четвёрка: я, Ксюша, Катя и Настя, вместе посетившие 14 из 19 спектаклей. Вечером мы смотрели «Большой секрет для маленькой компании» театра «Карамболь».

Спектакль оказался действительно хорошим, с фантастическими костюмами и декорациями и любимой музыкой «из детства», на стихи Юнны Мориц. История о том, как дети обидели своего дедушку, и он пропал. Вася и Ася отправляются в сказочный мир дедушкиного детства, где находят новых друзей и узнают, что самый большой секрет – это то, как важно «живое» общение и любовь близких людей.

29.10.

За Корсиным нужен глаз да глаз. А всё из-за его самостоятельности. Не пошёл с нами вчера на спектакль, решил сам добраться. В целом, разумное решение. Вышли мы слишком рано, поэтому три раза обошли кругом Советскую площадь. Но Корсин перепутал ВКЗ с Оперным (спектакль шёл два дня в разных локациях). В итоге он пришёл вовремя, но не туда. Как потом объяснял, «охрана была не очень дружелюбной», так что свою ошибку понял не сразу.

С утра ходили на «Цацики идёт в школу» Хабаровского ТЮЗа. Актёры Александр Молчанов и Евгения Колтунова, как говорится, «сделали наш день», они талантливо сыграли почти все роли и восхитительно пели. К тому же в спектакле нашли оригинальное применение вещам, которые сопровождают путь каждого школьника — всяким канцелярским мелочам, вроде ножниц или скотча. В общем, это было реально здорово.

Придя в наш «штаб», обнаружили, что Корсин приготовил новый сюрприз: разделиться на группы по два человека и выбрать задание: организовать наше рабочее место (пока творческий беспорядок не перешёл в очень творческий бардак), устроить нам фотосессию, напечатать листовки, с приглашением на обсуждение после спектакля «10:10», или сделать видео-визитку проекта. Мы с Настей выбрали последнее.

Я написала пафосную речь для выступления и придумала по вопросу для каждого члена жюри. Получилось неплохо, правда, во время моей вступительной речи, текст лежал слишком низко, и глаза мои были почти прикрыты веками, а у остальных были довольно постные лица, сразу видно, с первого дубля снять не удалось. Зато заключительную фразу «Мы – детское жюри» кричали громко и дружно, как надо. Кадры, где я с умным видом задаю вопросы, большей частью вырезали, а жаль. Зато съёмка Ани и Арсения (они рассказывали о критериях оценивания

спектакля) удалась. После многочисленных дублей и нашего продолжительного смеха, окончательный вариант выглядел так: Аня озвучивает пять критериев, после чего из-за угла неожиданно появляется Арсений, дабы назвать остальные. Анна, зажав ладонями рот, чтобы не засмеяться, убегает. Пока её напарник продолжает говорить, мы можем видеть её на заднем плане, продолжающую беззвучно хохотать. Арсений заканчивает свой монолог, а из глубины комнаты лебёдушкой выплывает Аня в балетной позе. Смех за кадром. Конец. Импровизация, как известно, — лучшая подруга актёра.

Спектакль «10:10» оказался полностью танцевальным. Не совсем понятно, но красиво. Тем более, театр из Бельгии, так что язык танца объединяет. На обсуждение к нам никто не пришёл. Печалька. Промоутер из меня так себе, но я всё же умудрилась раздать несколько листовок, в том числе телевидению. Интересные люди у нас в театре драмы работают. Спросили, оставить ли нам свет, получили утвердительный ответ, ушли, свет выключили. Мне в потёмках даже больше понравилось, а вот Корсину почему-то не очень.

30.10

Да, если вчера после спектакля мы сидели с самым недоуменным выражением лица, а когда дело дошло до обсуждения сюжета, скисли окончательно, то сегодня, после «Каштанки» недоумевал Корсин. Сказать, что он мало что понял, значит не сказать ничего. Спектакль проходил на сцене, но было много интерактива со зрителем, актёры работали потрясающе, в принципе, угадать, что это за животное, можно было и без знания сюжета и русского языка, но Корсину, помимо того, что он не мог понять, почему мы смеёмся, и что вообще здесь происходит, был неясен финал. Мне в детстве тоже было не ясно, почему Каштанка вернулась к своему пьянице-хозяину. Потом узнала, что эта черта характера называется не тупость, а верность и преданность. Честно говоря, предпочитаю котиков.

Сегодня доснимали видео-визитку. Девочки решили сделать, как они это называют, «бэкграунд», (короче просто танцевали и дурачились на камеру). Плюс: Корсин решил снимать наши обсуждения на видео. Каждому досталось по критерию, но оставалось ещё два, а брать «лишний» никому не хотелось. Так наш любимый наставник увидел, как играют в русскую народную игру «чур, не я». В итоге мы с Ксюшей вызвались добровольцами. Тем более что тот человек, которому достался какой-либо критерий, лишь резюмировал общее мнение, (правда я всё равно всегда добавляла что-то от себя). Самым трудным было избавиться от фраз-паразитов «Мне понравилось» и «Музыка/Актёрская игра/Сценография».

В 16:00 израильский спектакль «Потерянная корона». Постановка кукольная, для самых маленьких. Это было так трогательно, прям вообще ми-ми-ми. Отдельным бонусом стало то, что в конце спектакля актриса называла каждое животное на русском, вроде «Мишка» или «Чорний ворон», и это звучало очень мило. Сюжет – сказка о фее, которая потеряла свою корону, и всяких зверушках, которые помогли её вернуть.

Единственное, что меня неприятно поразило, это люди, которые опаздывали на представление. Актриса останавливалась и ждала, пока они найдут своё место. Я всё понимаю, но опаздывать на 20 минут, когда спектакль идёт 40? Неужели нельзя было выйти раньше?

31.10

Три спектакля за один день? Легко!

Сначала «Голодный сэндвич» все того же театра из Израиля. Спектакль необычный: интересный сюжет, декорации-трансформеры. А ещё, одному из актёров не дали визу, поэтому пришлось срочно вводить в спектакль нашего, ТЮЗовского артиста Дмитрия Гусева. Получился очень

органичный дуэт: она из Израиля, он из России, постановка шла на трёх языках, включая иврит. Всё это придало спектаклю особое звучание.

«Золушка» «наша», воронежская, но поставлена московским режиссёром. Достойная попытка придать столь часто используемой сказке новое звучание. Особенно музыка порадовала. И реплики Короля были прописаны с большим чувством юмора. Но больше я вам ничего про этот спектакль не скажу, тут в другой город или страну ехать не надо, а значит, сможете всё своими глазами увидеть.

И снова новый спектакль – «Кот в сапогах». Спросили у Корсина, пойдёт ли он с нами. Он задал деликатный вопрос: «А они там много говорить будут?» Залезли на сайт «Маршака», оказалось, без слов, постановка танцевальная. Счастье Корсина было непередаваемо.

Когда шли мимо кафе «Бутербродский», Корсин, который умеет читать и писать по-русски (талантливый человек талантлив во всём), спросил меня, что значит это слово. Узнав, что бутерброд = сэндвич, немало удивился. Жаль, забыла сказать, что Бродский – это поэт. Сама не сразу поняла контекст.

Спектакль – нет слов, одни эмоции. Если кратко, это было потрясающе: классные костюмы, современная электронная музыка, танцы. Не думала, что такие спектакли вообще бывают.

1.11

Кстати, а ведь вчера был Хэллоуин. А я и забыла.

Мы начали придумывать номинации и распределять по ним спектакли. Жаль, что на награждении не будет почти никого из актёров, все разъедутся по домам. Да и с «Оскаром» не получилось. Спонсоры нам призы не предоставят, мы попытались делать фигурки из проволоки, но, в целом, наш хендмейд мало к чему привёл. В итоге решили просто распечатать дипломы. С музыкой для награждения вышел небольшой спор между Александром и Арсением, (я не такая фанатка классики, но в целом согласна, что Кэти Перри это уже перебор).

Сегодня у нас «Братец Лис и Братец Кролик». Тоже воронежский, как и «Золушка», так что спойлерить не буду. Скажу лишь, что термин «ковбойская сказка» говорит сам за себя, и я теперь знаю, куда можно сводить папу.

Потом бельгийский моноспектакль «Дарайя». В сюжете переплетаются история путешествия самого актёра в мирную Сирию 1989 года, и переписки журналиста Дельфины Минуи с активистами города Дарайи – подростками, которые, рискуя своей жизнью, собрали библиотеку, где каждый может научиться чему-то новому и на время забыть о войне. Действительно хороший цепляющий спектакль для подростков, который заставляет о многом задуматься.

2.11.

Мелкие организационные вопросы вперемешку со спектаклями. Продумываем свои речи для награждения. Я буду награждать лучший танцевальный спектакль («10:10») и лучший обучающий спектакль («Как стать художником»)

Утром «Таинственная история с приведениями», по мотивам «Рождественской песни в прозе» Ч. Диккенса (про Скруджа и рождественских духов). Стоим у входа в зал, зрителей ещё не впустили. Аня и Ярослав общаются с детьми. Девочка по имени Варя – самая активная зрительница сегодня, вышла вперёд и решила станцевать. Ведущие подхватили инициативу, предложили малышам спеть или рассказать стишок. Вперёд выходит серьезного вида девочка, собирается прочесть стихотворение.

– Ну, сейчас будет «Евгений Онегин», – шучу я.

Каково же было моё изумление, когда она действительно зачитала отрывок из одноимённого произведения А. С. Пушкина, причём с выражением, как надо.

Начало положено. Нас впустили в зал, мы все сели на скамьи, кроме Кати, которая, пользуясь своим небольшим ростом, села на подушки с детьми. Могла бы и нам печенья прихватить! Да-да, настоящего печенья, очень ароматного, и, наверное, очень вкусного. Дети на протяжении всего спектакля играли с актрисой. Неугомонная Варя сразу же поинтересовалась, будут ли приведения. Настоящих приведений, конечно, не было, но, может оно и к лучшему. Это была действительно история, причём рассказанная в очень уютной атмосфере. Честное слово, я бы ещё раз сходила.

Вечером были «Птифуры» из Санкт-Петербурга. А я ещё думала, что меня больше ничем не удивишь. Как я потом сказала на награждении (мне выпало честь вручить этому спектаклю «Приз зрительских симпатий»), это была единственная постановка, на которой нам пришлось сидеть на ступеньках – столько было желающих её увидеть, и спектакль с самыми бурными и продолжительными аплодисментами. Сюжет состоит из множества маленьких историй, основанных на забавных стихах-лимериках. Это истории о наших бабушках и дедушках, и о том, как важно их любить. Спектакль кукольный и невероятно трогательный.

3.11

С днём рожденья, Самуил Яковлевич!

Подготовили комнату к церемонии награждения: расклеили по стенам фотографии, поставили в импровизированную вазу из баклажки цветы, взяли из костюмерной полосу красной ткани – это ковровая дорожка. Купили Корсину открытки с видами Воронежа. На «Птифуры» второй раз не пошли, но иногда я подходила к двери – послушать. А потом мы как-то неожиданно организованно зашли в зал – просто похлопать актёрам.

Ну вот, наконец-то церемония. Корсин показал гостям видео, сказал небольшую вступительную речь (я даже немного засмущалась). Потом мы озвучили наши номинации. Представители КУКФО (спектакль «Птифуры»), нашего ТЮЗа, в том числе Дима Гусев («Голодный сэндвич») забрали свои награды сами, остальным их пришлют организаторы. Если кому-то интересно, то призы «Лучшая мужская роль» и «Лучшая женская роль» получили Андрей Бахерев (роль Гуся из «Каштанки») и Елена Дементьева («Таинственная история с приведениями»). Потом нам задали несколько каверзных вопросов, раздали благодарности от фестиваля и подарки – книги Маршака, и на этом всё кончилось.

Сейчас мы идём на спектакль «Я хочу в школу». И я думаю о том, что нет, ещё не всё закончилось. Мы сумели стать настоящей командой, подружились и, конечно, ещё не раз встретимся на спектаклях воронежских театров. Да, мы не смогли охватить все спектакли фестиваля, да, возможно, не всегда были объективны. Но наш проект продолжается. Будем верить, что и в следующем году мы сможем оценивать спектакли «Маршака». Это был первый опыт в этом направлении, как наш, так и Корсина. Детское жюри появится и в других городах и странах, а нам уже предложили участвовать в другом фестивале. Понятия не имею, что из этого получится. Но одно я знаю точно – наша театральная сказка ещё только начинается.

 

Арина РАЗМУСТОВА, фото: https://vk.com/voron_ezh?w=wall-5260821_17933

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>