• Сегодня: Четверг, Октябрь 22, 2020

«Мы просто показываем, что на сцене все могут быть равны»

Kot_na_kryshe
Ежиный корреспондент
Ежиный корреспондент
Сентябрь20/ 2020

Директор и актёры «Театра равных» о трудностях и радостях своей работы

Проект Автономной некоммерческой организации «Центр развития творчества» «Театр равных» был создан семь лет назад. Летом 2014 года актёры представили воронежцам свой первый спектакль – постановку «Кот на крыше», по пьесе, которая была написана специально для театра профессором кафедры зарубежной литературы ВГУ Дмитрием Чугуновым. Режиссёром стал Вадим Кривошеев, будущий художественный руководитель воронежского ТЮЗа.

Сейчас «Театр равных» – это театр-легенда, на счету которого десять спектаклей, в том числе, по произведениям Гоголя, Зощенко, Аверченко, Драгунского. Труппа, которая купалась в овациях на фестивалях «Большая перемена», «Rampenlichter», «Театр начинается», Платоновском фестивале искусств и ещё 13 мероприятиях разного уровня.

Много интересного рассказала Валерия Маламура, создатель и директор «Театра равных».

 

 

xsrXp_5oUAE

 

 

— Как родилась идея создания этого проекта и труден ли был путь к её реализации?

Валерия Маламура: Я много езжу по миру, и замечаю, что в большинстве стран отлично развита доступная среда: люди вне зависимости от своих физических (и не только) возможностей могут спокойно передвигаться по городу, спускаться в метро, садиться в автобус, заходить в любое здание, заниматься любимым делом – у нас с этим беда была, есть и ещё долго будет. Поэтому родилась идея создать нечто, где могу быть полезна именно я – «Театр равных», название, кстати, тоже пришло в голову спонтанно. Я тогда училась на 3-м курсе, мне было всего 20 лет. Путь был довольно простым: сильная команда, которая готова была идти с нами, много СМИ и постоянные репетиции. Всё получилось спонтанно, совершенно случайно и просто: я рассказала подруге об идее, она поддержала, вышла на ТЮЗ, который и помог с первым кастингом. Всё проходило в доме молодёжи, было много народу, очень много прессы – это было невероятно. Поэтому запомнилось крайне отчётливо. Иногда мне кажется, что театр изменил мою жизнь, сломав её.

— С какими проблемами приходится сталкиваться в работе?

Валерия Маламура: Проблем много, от цитат некоторых директоров школ: «Я на инвалидов детей не поведу», до бестактного детского «Мама, а почему эта девочка такая низкая?» – к сожалению, если родители не воспитаны, то ждать чего-то хорошего от детей не приходится вообще. Если говорить о внутренних проблемах, то это, конечно же, звёздная болезнь, которой переболело большинство артистов, кто-то и не по разу, это похлеще коронавируса, не излечивается. Но тут и понятно: мы ездим почти каждый месяц на гастроли, ездили, вернее, до пандемии, поэтому и отношение у наших артистов своеобразное: «Меня надо почитать, я играл чуть ли не в Большом театре». А так, проблемы, на самом деле, рядовые: отчёт по гранту, получение гранта, обоснование, бюрократия, баталии с налоговой и остальными органами, от этого никуда не денешься.

— Как подбирается репертуар для театра?

Валерия Маламура: Крайне просто: у нас театр драматический, приглашаем режиссёров, спрашиваем, что они хотят поставить, если это совпадает с нашим видением будущего, то работа начинается, иногда она приносит негативный опыт, но и он идёт в копилку – просто больше не приглашаем соответствующих специалистов и работаем дальше.

— По каким критериям отбирались актёры, и многие ли работают в театре с момента его создания?

Валерия Маламура: Актёры подбирались у нас по результатам кастинга при соблюдении трёх главных условий – артистизм, желание работать, понимание специфики театра (нет зарплат, я про это, а не про инклюзию).                 Сейчас в составе труппы 30 человек, из них 21 – первоначальный состав. Ушло очень мало, кто-то ушёл и вернулся, у нас уже есть декретные актрисы и даже парень, который ушёл в армию и вернулся к нам.

— Какая аудитория в основном присутствует на спектаклях, и кого бы вам хотелось видеть чаще?

Валерия Маламура: Аудитория, которая любит театр. Зовём школьников, ВОИ (общество инвалидов), разумеется. Кого хотели бы видеть? Всех! А вот кого бы не хотели видеть – зрителя, не понимающего, что такое театральное искусство. Таких лучше не видеть ни в одном театре.

— Как отреагировала немецкая публика на спектакль «Пустодушие»?

Валерия Маламура: Публика отреагировала отлично! Знаете, мы очень боялись, ведь у Платонова много таких фраз как, например, «от чего немцы пустодушны?» – мы корректно заменили на «враги», а немцы этого как раз не оценили, сказав нам, что война – это история, и историю надо преподносить исключительно так, какой она была в реальности. Это был хороший опыт, несовместимая совместимость: везти такое в Германию было и ошибкой, и самым правильным делом одновременно.

— Легко ли получить поддержку властей и спонсоров, и как проект функционирует в период пандемии?

Валерия Маламура: Мы работает при поддержке Правительства Воронежской области и губернатора региона Александра Гусева. Это помогает решать многие вопросы, но с финансированием не всегда всё хорошо. Но всё решаемо, стоит только захотеть. Мы стараемся работать только с грантами и спонсорами. Во время пандемии мы репетировали, выпустили онлайн-проект при поддержке ООГО «Российский фонд культуры» «Создание творческих площадок для людей с ограниченными возможностями» – в рамках проекта показывали онлайн-спектакль, проводили мастер-классы по актёрскому мастерству и лекции, посвящённые созданию инклюзивных проектов.

— Каковы дальнейшие перспективы развития театра?

Валерия Маламура: Из-за пандемии не могу ничего сказать, всё рушится. Сейчас работаем над премьерами, совсем скоро у нас будет выпуск спектакля «Сказки Гофмана» – это вторая работа Александра Сидоренко в нашем театре, когда это произойдёт – зависит от ограничительных мер, но мы ждём премьеры. Есть пара молодёжных проектов: читка и спектакль «Эти свободные бабочки». Перенесена премьера спектакля «Дом маэстро Сарафанова» – коронавирус не жалует никого.

— Как вы считаете, возможно ли, что такие проекты как «Театр равных» когда-нибудь смогут «перевоспитать» наше общество, способствуют формированию адекватного отношения к людям с ограниченными возможностями?

Валерия Маламура: Иногда мне начинает казаться, что горбатого может исправить могила – но в идеале я могу сказать так: всё возможно, если человек хочет исправить что-то в себе. Мы просто показываем, что на сцене все могут быть равны, и что мы сами, создавая подобные проекты, должны показать, что никого не надо жалеть, надо чувствовать, видеть и думать!

Валерия Джалилова работает в «Театре равных» с момента его основания. Пройдя путь от волнения на первом кастинге до руководства труппой, девушка на личном примере доказала, что необязательно быть профессиональным актёром, чтобы делать жизнь людей лучше с помощью творчества.

— Как вы пришли в этот проект?

Валерия Джалилова: Через кастинг. Я увидела новость во «ВКонтакте», что будет проходить конкурсный отбор в необычную театральную труппу и решила попробовать свои силы, хотя очень сильно сомневалась, боялась неудачи и до последнего не могла понять: пойду туда или нет. Кстати, я была единственной, кто читал произведение из школьной программы. Но, как видите, я уже шесть лет в проекте, собрала всю волю в кулак, и всё оказалось удачно.

— Какой путь вам пришлось пройти, чтобы стать заведующей труппой, и с какими сложностями сталкиваетесь в работе?

Валерия Джалилова: Заведующей труппой я стала каким-то естественным путём. Появились задачи административного характера, которые кто-то должен был решать, и я стала брать на себя некоторые из них: организацию репетиционного процесса, коммуникации и взаимодействие между режиссёром и труппой, режиссёром и площадкой, труппой и площадкой… Вот так я и стала заведующей. В моей практике только однажды возникла довольно странная ситуация: я не согласовала площадку, и мы пришли репетировать в театр, когда всё было занято. Единственная сложность в моей работе – это необходимость быстро на что-либо среагировать и принять верное решение. Но пока подобный форс-мажорный случай, слава Богу, больше не повторялся.

— Мне известно, что в начале проекта вы учились на экономическом факультете. Пригодились ли знания, полученные в университете? Что является вашим призванием?

Валерия Джалилова: Да, на момент попадания в труппу училась в ВГУ, и, кстати, я его закончила. Так что моё первое образование – экономист-финансист, но по специальности не работаю. Занимаюсь организацией мероприятий, пишу сценарии, в общем, существую ближе к творческой сфере. Знания, которые я получила в процессе обучения, конечно, нужны не только в работе, но и в обычной жизни. Думаю, что мой университет, в первую очередь научил меня учиться, а это один из самых важных навыков для жизни. Что касается призвания… тут скорее кроется подвох в самой формулировке слова «призвание». Потому что я считаю, что это выбор, который ты делаешь. Ты выбираешь какую-то деятельность и реализуешь себя в ней. Призвание – это то внимание, которое ты направляешь на свой труд, помноженное на время.

— Что больше всего нравится в вашей работе, и какие эпизоды из своей театральной жизни больше всего запомнились?

Валерия Джалилова: Если выбирать между заведующей труппой и актрисой, то, конечно, больше всего мне нравится играть. Мои самые любимые моменты – когда мы все только собираемся всей труппой, вместе с режиссёром, чтобы работать над новым спектаклем. В этом есть какая-то магия, зарождение чего-то нового. Больше всего мне запомнились самые первые гастроли. Они были для меня грандиозными. Мы, будучи молодым театральным коллективом, отправились на свои первые гастроли в Мюнхен. И, мне кажется, тут уже ничего не надо больше добавлять. А если брать что-то из последнего, то, конечно, это главная роль в спектакле режиссёра Никиты Рака. Я сыграла Чичикова. Это необычно, это сложно, и для меня – это такая «точка роста», как для артиста.

 

 

UFFPG6STc1g

 

 

Мария Гаршина – актриса с небольшим ростом и огромным потенциалом. Из-за генетического заболевания, её рост составляет 122 сантиметра. Благодаря родителям, сделавшим всё, чтобы дочь была уверена в своих силах, сейчас Маша играет в «Театра равных», водит машину и является активной фанаткой воронежского «Бурана».

— Как Вы попали в «Театр равных»?

Мария Гаршина: Мне позвонили из реабилитационного центра «Кристалл» и рассказали, что на следующий день будет проходить кастинг в такой-то театр, если захочу, можно попробовать. Я согласилась. Зашла на сайт, посмотреть, что нужно для театра. Оказалось, надо было басни какие-то выучить, поняла, что за один день не успею всё это сделать. Так что, как я знала «У Лукоморья дуб зелёный», четыре строчки, так и пошла. Приехала в центр, рассказала стих, и всё. Сидела дальше, смотрела как выступают другие люди. Потом нашла на своём планшете песню «Мама» и решила её спеть. Нам сказали отслеживать информацию в группе во «ВКонтакте», чтобы узнать, кто останется в труппе. Через один-два дня я увидела в списке свою фамилию и сначала обрадовалась. Потом начала переживать: как и что со мной будет. Решила: ладно, на первую встречу схожу. Сходила, мне понравилось, с тех пор уже шесть лет в театре.

— Что Вас привлекает в вашей работе?

Мария Гаршина: Мне нравится готовится к премьере, предпремьерные дни, все репетиции, да, в принципе, всё нравится. Было много интересных моментов.

— «Театр равных» был на гастролях во многих городах. Где вам больше всего понравилось?

Мария Гаршина: Наверное, в Мюнхене. Это были мои первые гастроли, первый рейс на самолёте, впервые была за границей.

— Какая из ваших ролей была самой интересной?

Мария Гаршина: Ролей было очень много. В первом спектакле «Кот на крыше» я, можно сказать, играла саму себя, в «Пустодушии» – маленького мальчика (было сложно) в «Диком» – курицу. Наверное, эти две роли больше всего запомнились, потому что было сложно перевоплотиться из девочки в мальчика, из человека – в курицу.

— Какие отношения сложились в актёрском коллективе?

Мария Гаршина: Просто идеальные! Мы друг другу помогаем, подсказываем, делимся впечатлениями, если у кого-то что-то есть, или кто-то что-то приобрёл. Мне не выразить это словами. Очень классные, хорошие, добрые, отзывчивые отношения. Наш коллектив – это одно целое, одна семья. У меня три семьи – одна, где мама, папа и брат, вторая – это наш театр, то где я живу, то чем я дышу, третья семья – это хоккейный клуб «Буран».

— Какой совет вы могли бы дать всем, кто хочет быть актёром, но, по какой-либо причине стесняется сделать первый шаг?

Мария Гаршина: Нельзя держать всё в себе. Если хочешь попробовать стать актёром – стремись, тянись, добивайся. Не получится раз, не получится два, не получится три, а в четвёртый может получиться. Добивайся. Стремитесь, люди. Надо ко всему стремиться. И никогда не стесняйтесь делать первые шаги. Сначала всегда страшно, а потом всё идёт машинально. Ты начинаешь кайфовать от своего дела. Когда делаешь первые шаги – сразу осознаёшь, нужно тебе это или нет. Так что стремитесь и идите вперёд. Всего вам хорошего!

Пока из-за пандемии работа театра приостановлена. Но и актёры, и зрители с нетерпением ждут нового театрального сезона, а это значит, что он обязательно состоится. И по ту, и по другую стороны занавеса снова будут происходить настоящие чудеса. Потому что «Театр равных» – это удивительное место, в которое всегда хочется вернуться.

 

Арина РАЗМУСТОВА, фото предоставлено официальным сообществом «Театра равных» во «ВКонтакте»

  • госуслуги личный Ответить
    4 недели назад

    20 сентября «Мы просто показываем, что на сцене все могут быть равны» Директор и актёры «Театра равных» – о трудностях и радостях своей работы Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № 77-4390 выдано Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации выдано в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г «О средствах массовой информации» 19 февраля 2001 г.

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>