• Сегодня: Пятница, Октябрь 22, 2021

«Кому я нужен?» Круглый стол на тему профориентации

круг стол

22 июня в Воронежском Доме журналистов состоялся круглый стол «Кому я нужен?» Встреча была посвящена профессиональной ориентации школьников, старшеклассников, выпускников.

За круглый стол были приглашены эксперты из многих сфер. Гостями мероприятия стали руководитель профессионально-ориентационного центра ГАУ ДПО «ЦОПП» Елена Владимировна Медведева, проектор по учебной работе ВГУИТ Виталий Николаевич Василенко, заместитель HR бизнес партнера воронежского филиала   «Ростелеком» Ирина Валерьевна Сомова, директор гимназии имени Басова Марина Викторовна Бочарова, руководитель автономной некоммерческой организации «Вектор доброты» Наталья Витальевна Золотарёва, учредитель автономной организации «Молодые изобретатели и рационализаторы» Алексей Николаевич Михайлов, начальник отдела информационного обслуживания центра занятости молодёжи Надежда Михайловна Иванова, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей социальной психологии факультета философии и психологии ВГУ Ольга Валерьевна Тимофеева, а также Валерия Константиновна Иванова, руководитель службы «HeadHunter» центрального федерального округа. Модератором встречи выступил директор Дома журналистов Андрей Васильевич Долженков.

В начале было отмечено, что тема, затронутая на мероприятии, никуда не пропадала.

– В Доме журналистов мы по поводу образования, связи кадровых агентов и запросов вузов, выбора профессии выпускников школ говорим постоянно… Эту тему нужно освещать, – отметил Андрей Долженков.

 Андрей Долженков: С какого возраста нужно начинать профориентацию у детей? (вопрос психологу)

Ольга Тимофеева: Где-то с двенадцати лет. Считается, что в это время ребёнок уже более-менее уже может осознавать свои возможности. Соответственно, у него расширяется кругозор, и есть возможность выстраивать перспективное будущее.  В это время мы, взрослые, можем обращать внимание на те интересы, которые есть у ребёнка, на те возможности, которые имеются, ну и, конечно, смотреть на рынок труда, который представлен. Идеально при выборе профессии, когда ребёнок осознанно соотносит свои возможности с теми требованиями, которые предъявляет профессия и когда у него совпадают «могу», «хочу» и «надо».

Далее Андреем Васильевичем был задан интересный вопрос о том, нужно ли поддерживать стремление ребёнка в возрасте, примерно, восьми лет к определённой профессии.

Ольга Тимофеева: Родители должны наблюдать за интересами ребёнка. Если ребёнок говорит: «Я хочу быть доктором», то почему бы и нет. Единственное, что интересы изменчивы и неустойчивы. В самоопределении много нюансов имеется, потому что часто в возрасте шестнадцати-семнадцати лет люди выбирают сферу, а потом уже в процессе обучения в вузе происходит дифференциация на интересы. В высшем образовании мы сталкиваемся с тем, что, заканчивая университет, студенты сразу говорят о том, что не будут работать по профессии.

– Мы ещё вернёмся к вузам. Сейчас о школьном возрасте, – подметил модератор.

Участники круглого стола затронули тему, которая волнует многих.

 Андрей Долженков: Зачастую, как мне кажется, родители слишком давят. Они знают больше, они хотят лучшего своему ребёнку, но всегда ли так получается?  (вопрос коллегам)

Ирина Сомова: У меня ребёнок в этом году – выпускник. Сдает ЕГЭ. Перед нами сейчас стоит вопрос о выборе вуза. Когда я была школьницей, со стороны моих родителей было чёткое давление, куда я должна была пойти. Они знали точно, куда мне лучше, поэтому там выбора особого не было, и моя судьба была предрешена. Здесь я в корне не согласна. При воспитании своих детей я придерживаюсь абсолютно другой позиции. И сейчас ребёнок выбирает свою профессию сам. С нашей стороны, как родителей, нет даже какого-то курса для него.

Ещё участники мероприятия обсудили «профессиональные пробы», через которые приходится проходить детям.

Елена Медведева: Тестирование не финальный этап самоопределения ребёнка.  Это только начало начал. Да, действительно, в рамках тестирования нужно соотнести «хочу», «могу» и «надо». У нас на базе ЦОППа тоже есть различные методики профориентационного тестирования, и мы подобные методики проводим для детей только при координации педагогов-психологов. Если ребёнок не понимает трактовки результатов, то грамотный специалист объяснит, в чём он может себя применить.

Эксперт также высказала своё мнение насчёт того, что ребёнок может попробовать ту или иную профессию, пойдя на стажировки или различные предприятия, попробовать разные практики.

– На сегодняшний день профпроба, практическая составляющая, является, наверное, наиболее оптимальной для современного подростка, то есть он через профпробу понимает, готов или не готов он дальше себя в этой отрасли, в этой сфере реализовать.

– А что такое профпроба?

– Это может быть различного формата мероприятие. По большому счёту, это мастер-класс, если говорить совсем в общем. Мы к подобного рода профпробам привлекаем специалистов из профессиональных организаций, из вузов, из техникумов, колледжей и специалистов с предприятий, которые на личном примере могут всё рассказать ребёнку.

Не только о выборе направлений детьми говорили за круглым столом. Со своей точки зрения Виталий Василенко объяснил, что актуальность сферы, в которую ребёнок собирается войти, не менее важна.

– Может, я неправильно для своего вуза делаю, но когда я приезжаю на профориентацию, например, в 10-11 классы, я им объясняю: «Ребята, пик вашей карьеры будет примерно через пятнадцать лет (пока закончили обучение, пока получили какие-то первичные навыки)… Через пятнадцать лет будет актуален урбанист-эколог, водитель дронов… Подумайте, будет ли профессия, которую вы сейчас выбрали, актуальна через пятнадцать лет?» Мы же все это видим. Но это одна сторона медали. Вторая сторона – я возвращаюсь в вуз, и ко мне на следующий день приходят наши партнеры, то есть производственники и говорят: «Нам нужна тысяча специалистов в ближайшие два года». Новое открывающееся мероприятие требует тысячу инженеров технических работников. И где мне их взять с учётом того, что мы выпускаем их 50-70 человек в год. С зарплатой пятьдесят тысяч их забирают сразу с третьего курса. Тогда уже я детям открывают вторую часть вопроса: «Ребят, через пятнадцать лет, может быть, что-то и поменяется, урбанит-эколог станет очень актуален, но через три года вам предлагают пятьдесят тысяч всем, сколько вас выпускается», – поделился Виталий Николаевич.

Так, из обсуждения участниками круглого стола становится явной неоднозначность ситуации образования сегодняшнего времени. Что делать, если ребёнок теряется на этапе, когда он абитуриент? Уходить ли после девятого класса в СПО? Эти вопросы остаются открытыми.

 

Текст подготовила Анна БЕЗРЯДИНА

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>