• Сегодня: Пятница, Октябрь 22, 2021

Электросамокаты: индивидуальная мобильность или очевидная опасность?

2021-07-08-061103085

Самокаты, сегвеи, моноколеса и другие подобные средства передвижения стали уже привычными участниками дорожного движения в больших городах. Но, несмотря на популярность, их правовой статус пока никак не урегулирован. Кроме того, за прошедший год число аварий со средствами индивидуальной мобильности значительно выросло. Можно ли предотвратить несчастные случаи с электросамокатами?

 

О кикшеринге и принципе его работы

Кикшеринг – стремительно развивающаяся услуга по предоставлению электросамокатов в аренду. С развитием инфраструктуры самокат стал полноценным транспортным средством, позволяющим сократить время в пути. Горожане стали использовать самокаты для передвижения наравне с услугами такси. На данный момент кикшеринг популярен в наиболее крупных городах России, среди которых есть и Воронеж.

Аренда электросамоката работает по принципу поминутной оплаты, за то время пока пользователь находится в пути. Существует определенная зона аренды, в пределах которой можно перемещаться. Она обозначена на картах в специальном приложении.
Также внутри этой зоны есть места парковок, где можно оставлять и брать самокаты. Местонахождение контролируется компанией-владельцем. А подзарядка, смена аккумуляторов электросамокатов производится специальной командой, принадлежащей компании. Контроль же осуществляется с помощью специального оборудования, которым снабжен самокат. Владелец может блокировать и разблокировать двигатель с помощью приложения для смартфона.

 

О правилах движения

Определенных правил дорожного движения для электросамокатов как таковых не существует. Так как электросамокаты схожи по характеристикам с велосипедами, для них предполагается движение либо по велодорожкам, либо по правой стороне проезжей части. Допускается и движение по обочине, если оно не создает помех пешеходам.

Жители Воронежа убеждены в том, что для передвижения на самокатах ввели специальные права. Ранее глава Воронежа Вадим Кстенин прокомментировали намерение властей упорядочить работу бизнеса по прокату электросамокатов:

– Весной в Воронеже, как в центре, так и на окраинах города, снова открылись точки проката электросамокатов. При этом их работу никто не контролирует. Кроме того, припаркованные на специальных стоянках или брошенные на тротуарах самокаты – затрудняют механизированную уборку улиц. А решившие покататься на электросамокатах горожане могут быть опасны для пешеходов, если невнимательны или превышают скорость.

В городе появляются выделенные полосы на ключевых магистралях, движение по ним на электросамокатах будет безопаснее, чем в общем потоке автомобилей. В рамках комплексных проектов, таких как проспект Революции, Петровская набережная, улица Острогожская создаются велодорожки.

 

Куда мы катимся: число аварий на самокатах растёт

Рассматривая противоположную сторону поездок на электросамокатах нельзя выделить, кто является жертвой, так как страдают и пешеходы, и сами водители.

О несчастных случаях на тротуарах в управлении, конечно, не знают – пешеходы не в их компетенции. Проблема – в статусе электросамоката. На данный момент водители самокатов приравнены к пешеходам: самокат не является транспортом. На электросамокатах установлено скоростное ограничение на отметке 25 км/ч, они также оснащены надежной тормозной системой, однако это не мешает авариям случаться как на тротуаре, так и на проезжей части.

Буквально 6 июля в Воронеже «самокатчик» попал под колёса машины. Авария произошла на Московском проспекте. Водитель автомобиля поворачивал во двор, когда сбил мужчину на электросамокате, двигавшегося по выделенной полосе.

Специалисты полагают, что количество таких происшествий будет расти в ближайшее время — до тех пор, пока движение электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности не будет урегулировано.

 

 

 

2021-07-08-060950166

 

 

 

О том, как мирно уживаться на дорогах, говорят пешеходы, автомобилисты и сами «самокатчики».

– Чаще всего я беру самокат напрокат, чтобы отдохнуть и хорошо провести время. Сервис в принципе устраивает. Но был неприятный случай. Один раз во время движения я на секунду остановилась. Самокат отключился и пишет, что связь потеряна. Он может потерять связь даже во время того, когда ты едешь. То есть в следующий раз я могла бы не проконтролировать резкую остановку и перевернуться.

Конечно, с одной стороны, неплохо, чтобы на электросамокат были специальные права. Потому что некоторые люди врезаются в прохожих, сами получают травмы. Гоняют так, что стало просто невозможно ходить по улице. И это начинает раздражать. Но, с другой стороны, бывает же у человека простое желание прокатиться от дома до той же Адмиралтейки. А тут уже нужны права, которые где-то надо получать, и платить за них деньги, чтобы потом кататься, – комментирует студентка Алёна Сушкова.

Житель Воронежа Арсений Антропов рассказал, что попал в аварию с электросамокатом прямо на пешеходном переходе.

– Я посмотрел, что загорелся зеленый светофор, и сделал шаг на дорогу. Из-за стоящих рядом людей я и не увидел несущегося на электросамокате человека. Он объехал мужчину и на всей скорости врезался в меня. Парень на самокате меня явно не ожидал увидеть, – рассказывает Арсений. В итоге сильные ушибы у обоих: я приземлился на руки и подрал ладони, парень на самокате полетел через меня и упал на спину. Судя по всему, это минимальный ущерб здоровью, который мог нанести подобный инцидент.

«Мне неприятно, когда из-за спины выскакивает велосипедист или самокатчик на дикой скорости. В сантиметрах от меня. Я понимаю, что людям нужно передвигаться быстро по городу, что пробки и общественный транспорт переполнен. Но их гонка по тротуарам – опасность для пешеходов», – выразила мнение девушка Арсения Ульяна.

– Владелец самоката – это по законодательству тот же пешеход, но при этом такой пешеход может развивать скорость до 60 километров в час. Тогда логично ограничить скорость чем-то близким к скорости пешехода. Я думаю, что также нужна грамотная инфраструктура для всех участников движения. Иначе выходит, что никто не вписывается в общую картину на дороге. Я не рискну сам становиться на самокаты, а вот мои дети и внуки ездят часто. Я переживаю за их безопасность и хочу урегулирования движения, – поделился мнением пенсионер Николай Кошерев.

Для автомобилистов «самокатчики» – отдельная боль. Появляются ниоткуда, так, что отследить и совершить маневр почти невозможно, смело бросаются под колеса во дворах и на пешеходных переходах, надеясь, что проскочат, а в результате – авария и повышенная ответственность тех, кто был за рулем авто, при нулевом наказании для самих водителей электросамокатов.

–  Пока что водитель фактически отвечает за всех: за пешеходов, велосипедистов, теперь вот еще и за людей на самокатах и моноколесах. Это неправильно, несправедливо и самое главное – это не приводит к каким-то улучшениям в плане безопасности дорожного движения. Я, как автомобилист, был бы не так расстроен, если бы «самокатчик», который вдруг бросится мне под колеса, также будет нести свою долю ответственности, – говорит Алексей Мартынов.

Он рассказал, как недавно чуть не стал возможным виновником аварии, когда выезжал из двора дома. При этом самокатчик двигался на большой скорости и вдобавок был в наушниках, то есть не мог слышать сигналов, если бы водитель их подавал. Избежать столкновения Алексею удалось чисто интуитивно. Почувствовав что-то, справа от авто, он остановился, и самокат на большой скорости промелькнул мимо, всего в нескольких сантиметрах от бампера машины.

Можно понять, что большинство жителей требуют урегулирования правового статуса самоката, как транспорта. Комфортная езда возможна, но она должна быть основана на взаимном уважении и соблюдении правил дорожного движения. К сожалению, сейчас мы в такой ситуации, когда велосипедисты и владельцы самокатов вынуждены делить дороги с пешеходами и находить компромиссы. Надеемся, в ближайшем будущем это вопрос будет услышан, и ситуация улучшится.

 

Дарья КИРИНА, фото автора

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>