• Сегодня: Четверг, Июнь 30, 2022

«Особенные дети»: возможности и проблемы

aBzz43EYMlU_1

На сегодняшний день «дети с ОВЗ» – одна из важных тем, которой уделяется большое внимание. Сегодня эксперты расскажут о том, как происходит подобная работа во Дворце творчества детей и молодёжи города Воронежа.

Ольга Олеговна Юзвинкевич – педагог дополнительного образования в игровом клубе «Креатив» и методист Дворца творчества детей и молодёжи в городе Воронеже. Мы побеседовали с ней, потому что она занимается важным и трудным делом: помогает адаптироваться в социуме детям с ОВЗ. И не только детям, но и их родителям.

 

– Расскажите об игровом клубе «Креатив»?

– Первые занятия проводились на базе КОУ ВО ВЦППРК (бывший интернат№ 9). Контингент – дети с расстройством аутистического спектра, нарушения опорно-двигательного аппарата различной степени тяжести. За первый год работы пришлось прочитать много различной литературы, в том числе и медицинской. Смотрела много видеоматериалов от специалистов, работающих с детьми с подобными диагнозами. Пришлось самостоятельно адаптировать многие игры для моей группы обучающихся.

Сегодня программа клуба полностью адаптирована для детей с ОВЗ и нацелена на развитие коммуникативных навыков и социализацию ребёнка. Через игру мы учимся общаться, осваиваем нормы поведения в обществе. Я часто использую упражнения на развитие мелкой моторики. Игры и упражнения  нейропсихологии помогают развивать нужные психические функции, развивают зрительно-моторную координацию при чтении, стимулируют и гармонизируют работу правого и левого полушарий. Часто обращаемся к настольным играм, которые учат работать в команде. Логические – тоже хорошо, поскольку решают проблему общей расторможенности, «полевого» поведения. То есть, эта та ситуация, когда реакция обусловлена не личными осознанными желаниями и мотивацией, а стимулами внешней среды: что вижу, туда и бегу, а не бегу искать, то, что хочется.

 

– Вы курируете всю работу с детьми с ОВЗ во Дворце. Какие объединения в чём-то уникальны для таких ребят.

– На сегодняшний день на базе Дворца реализуются 16 дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ по направленностям: техническая, художественная, естественнонаучная, социально-гуманитарная, туристско-краеведческая, физкультурно-спортивная. Наиболее интересным и в чем-то уникальным является объединение «Анималотерапия». На занятиях практикуется так называемый «контактный», безопасный способ общения детей с животными, используются символы (изображения, игрушки, сказочные герои и т.п.) животных. Занятия в этом объединении предоставляют детям с ОВЗ возможности немедикаментозной реабилитации и мягкой коррекции эмоционального и психологического состояния, что, поверьте, немаловажно.

 

– С какими проблемами сталкиваетесь?

– К сожалению, круг общения детей с инвалидностью и ОВЗ довольно ограничен. Это связано и со спецификой получения образования, и с особенностями заболеваний, и, к сожалению, с некоторым «непринятием» (непониманием) таких детей их сверстниками. При реализации инклюзивного образования в школах и детских садах дети с ОВЗ занимаются в коррекционных группах (классах), которые, как правило, «удалены» от обычных классов, или же образовательный процесс проходит в специализированных учреждениях. Список кружков и секций, готовых работать с таким контингентом тоже довольно ограничен. Например, возможность контакта с животными, так называемый «контактный зоопарк», предоставляется единицами. Ещё нашей головной болью стало неизбежное дистанционное обучение: при работе с детьми с ОВЗ очень сложно чему-то научить, общаясь с помощью интернета. «Живое общение» очень сложно заменить иными формами. А ведь за общением они как раз и приходят к нам…

 

– Расскажите о мероприятиях, в которых участвуют дети с ОВЗ.

– Сегодня таких не мало. Это, безусловно, инклюзивный фестиваль «Мы вместе», на котором дети раскрывают свои таланты в декоративно-прикладном творчестве и исполнительском искусстве. Также свои видеоработы ребята оправляют (наравне с другими участниками) на заочный конкурс молодёжного экранного творчества «Мир в объективе». (И здесь как раз наблюдается та ситуация, когда все равны.) Традиционное для нас мероприятие, которое будет проводится уже в пятый раз – «Особенная ёлка» – ребята вместе с родителями делают ёлочную игрушку и приносят во Дворец, чтобы украсить отдельную ёлку. Стало уже традицией приглашать аниматоров во Дворец или устраивать выездные праздники. (За что большое спасибо нашим спонсорам-помощникам, которые желают оставаться, кстати, инкогнито). Но, к сожалению, из-за сегодняшней эпидемиологической ситуации ни первое, ни второе уже не осуществишь… Так что ждём привычных времён, а пока участвуем в дистанционных мероприятиях.

 

 

 

osobennaya-elka-00_0

«Особенная ёлка»

 

 

– Что самое главное в вашей работе?

– Вот на этот вопрос отвечу строчками из стихотворения Чуковского:

«Никогда я не знал, что так радостно быть стариком,

Что ни день – мои мысли добрей и светлей.

Возле милого Пушкина, здесь, на осеннем Тверском,

Я с прощальною жадностью долго смотрю на детей.

И, усталого, старого, тешит меня

Бесконечная их беготня и возня.

Да к чему бы и жить нам на этой планете,

В круговороте кровавых столетий, когда б не они, не вот эти

Глазастые, звонкие дети…»

Главное звучит в последних строках.

 

Анастасия КРЕТИНИНА, фото предоставлено Ольгой ЮЗВИНКЕВИЧ

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>