• Сегодня: Вторник, Август 16, 2022

Буллинг в современной школе: как справиться с проблемой?

травля в школе

Согласно результатам международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA), в России число детей, которые становятся жертвами школьной травли, увеличилось с 2015 по 2018 г. на 10% и составило 37% всех учеников. При этом в России буллинг в большей степени, чем в других странах, «сконцентрирован» в определенных школах: примерно 70% учеников ходят в школы, где травле несколько раз в месяц подвергаются от 25 до 50% учеников (против 34% в среднем в большинстве европейских стран).

(Источник: «Буллинг в российских школах: опыт диагностики распространенности, половозрастных особенностей и связи со школьным климатом» М. А. Новикова, А. А. Реан, И. А. Коновалов)

Когда-то я была очевидцем буллинга в школе. Это случилось с моей подругой Ритой. Она была доброй, отзывчивой и немного наивной. Рита видела этот мир не таким как другие. Сквозь розовые очки, она старалась каждый новый день начать с хорошим настроением, не обращая внимание на вечно заплаканные глаза и разбитые колени. Рита верила в мир во всем мире, и часто говорила: «Все люди, в глубине души добрые, и все наладится…»

Рита подвергалась издевательствам в школе. Она не подходила «под каноны». Одноклассникам не нравилось ее лицо, фигура, характер. Они считали ее глупой и несуразной, слабым звеном, над которым можно издеваться. Каждый день, ей приходилось испытывать не только моральное, но и физическое насилие. Ей сложно давалась учеба, поэтому учителям она не нравилась. Они часто кричали на нее, и прилюдно унижали. Одноклассники пользовались тем, что учителя не будут за нее заступаться, даже если она пожалуется. Поэтому постоянно насмехались над ней и распускали слухи. Толкать ее, ставить подножки и обливать водой – было нормой. Поэтому на ее руках и ногах всегда были синяки и ссадины. Когда я спрашивала ее, почему она не отвечает своим обидчикам, а только молча все терпит, она говорила: «Я думаю, что лучше их игнорировать, им когда-нибудь и они отстанут. Я верю, что с возрастом они поймут, что поступают неправильно, и перестанут это делать. Ведь они, на самом деле не плохие ребята. Нужно просто подождать…»

Травля продолжалась систематически. Рита, несколько раз пыталась рассказать об этом маме, но та, каждый раз говорила: «Рита, я сейчас занята, давай потом…» У Риты был маленький брат, поэтому мама уделяла все свое внимание ему. Дочь и мать очень отдалились друг от друга. Мы с Ритой подходили к нашему классному руководителю, чтобы рассказать об этой проблеме, и каждый раз она отвечала: «Я с ними поговорю…» Она говорила нашим одноклассникам, чтобы те не обижали подругу, но никаких изменений не происходило, издевательства только усиливались.

Наконец мама Риты поняла, что происходит. Она всё осознала и посочувствовала дочери, сказав, что в этом нет ее вины. Через некоторое время Рита перевелась в другую школу, и ее жизнь стала налаживаться. Все ее физические и психические раны зажили.

 

Алёна Горбачёва (практикующий детский психолог, с опытом работы более 10 лет)

«Буллинг наблюдается чаще всего в среде подростков. В этом возрасте характерно поведение по принципу стайности. Дети начинают отвергать авторитет взрослых, и находят его среди сверстников.Травле могут подвергаться по разным причинам: рыжеволосый, полный, одевается не так, с особенностями в поведении и т.п. Но объединяет таких детей, один общий признак: поведение жертвы. Неумение дать отпор, постоять за себя. Как правило, это исходит из семьи, когда с ребенком обращаются либо слишком директивно, не интересуясь его мнением и не учитывая желания и потребности. Либо кто-то из родителей ведёт себя как жертва, транслируя, что мир жесток, несправедлив, и с этим ничего не поделать. Либо родители слишком опекают, и ребенок не умеет выстраивать границы. Когда подросток слишком эмоционально реагирует на критику или, наоборот, замыкается в себе. Здесь очень важно, чтобы у ребенка была поддержка взрослых. Такие ситуации не должны оставаться без внимания, так как тяжёлые случаи могут привести даже к суициду. Родителям следует обсудить проблему с учителями и директором. Обговорить ситуацию на родительском собрании и привлечь на свою сторону родителей. Ведь от такого может пострадать и их ребёнок. Ребенку также нужна помощь специалиста – психолога, для работы с самооценкой и выстраиванием личностных границ. Сменить школу – тоже вариант. Но часто, если ребенок не обретает определенных навыков, то история повторяется. Учителям также не следует оставаться равнодушными и допускать в своих классах подобное. С этим явлением необходимо справляться сообща: учителям, родителям и школьным психологам.»

 

София САМБУЛОВА, фото автора

 

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>